ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Литературная научная фантастика, как тип литературного письма, характеризуется парадоксальным сочетанием приемов реалистического, «миметического» повествования, позволяющего опознать описываемое как «нормальное», и остраняющей «фантастической» образности. Это сочетание, по мысли теоретика Дарко Сувина, служит для создания эффекта «когнитивного остранения», который он рассматривал как жанроопределяющий. Тогда как Сувин и исследователи жанра после него концентрировались на содержательных аспектах научной фантастики, развитие в последнее время получили исследования в области рецептивной эстетики жанра. В своем знаменитом эссе «О 5,750 словах» (1978) писатель Сэмюэль Дилэни описал чтение научной фантастики как «процесс коррекции», происходящий в сознании читателя: постепенно, слово за слово научно-фантастический текст остраняет читателя от его привычного эмпирического окружения и погружает в воображаемый мир, характеризующийся своей явной «не-нормальностью». Авторы научной фантастики разрушают «референциальную иллюзию» через использование знакомых слов, имеющих опознаваемые референты в читательской повседневности, в неожиданных, невозможных сочетаниях. В своем выступлении я обращусь к современным исследованиям по рецептивной эстетике научной фантастики: работам Н. Спенсер и Дж. Ридера, которые рассматривают воображаемые миры научной фантастики одновременно как культурные конструкции, существующие в пространстве жанровых интертекстуальных связей, и социальные феномены, создаваемые и воссоздаваемые в актах «жанрового чтения» как особой социокультурной практики.