ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В начале 1930-х гг. Т. Драйзер прочно занимает место одного из главных друзей СССР в мировой литературе. Выходит 8-томное собрание его сочинений, «Правда», «Известия» просят у Драйзера заметки и комментарии по актуальным темам. Легкое недовольство советских «кураторов» Драйзера вызывает его участие с конца 1932 г. в журнале «American Spectator», который Драйзер редактирует вместе с группой американских либералов (Дж. Дж. Нейтен, Ю. О’Нил, Э. Бойд, Дж.Б. Кейбл). Доверенное лицо Драйзера в СССР С. Динамов отказывается от сотрудничества с «American Spectator» и предрекает Драйзеру, что просветительская и абстрактно-гуманистическая программа журнала не доведет до добра. Предсказание сбылось после публикации в сентябре 1933 г. в «American Spectator» дискуссии по еврейскому вопросу. В полемику с Драйзером вступил американский публицист Х.Хэпгуд, и 17 апреля 1935 г. их переписка была опубликована в журнале «Nation» под заголовком «Антисемит ли Теодор Драйзер?» Возмущению американских коммунистов и социалистов не было предела. В итоге Драйзер не стал ни председателем, ни даже членом Исполнительного комитета создававшейся в тот момент Национальной Лиги американских писателей. Коммунистический еженедельник «New Masses» развернул травлю писателя; одновременно в СССР был направлен поток жалоб на Драйзера. Советские инстанции оказались в щекотливом положении: необходимо было реагировать на возмущение американских коммунистов, однако в СССР не хотели дискредитации Драйзера и разрыва с ним. В итоге громкий скандал почти не получил отражения в советской печати: не были опубликованы ни уже переведенная для «ИЛ» подборка «Антисемит ли Теодор Драйзер?», ни письма протеста от американских коммунистов. В частной переписке С. Динамов постарался убедить Драйзера отказаться от публичного обсуждения еврейского вопроса, а товарищей из «New Masses» и компартии США увещевали через Коминтерн. Архивные материалы, документирующие эту историю, демонстрируют механизмы регулирования международной культурной политики СССР в 1930-е гг.