![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Первый контакт Н. Н. Миклухо-Маклая и папуасов породил большое количество описаний, а также осмыслений этих описаний. Целью данной работы является попытка выявить социальную жизнь этих описаний или легенд. В предлагаемом докладе будут выделены основные легенды или направления осмысления. Во-первых, это осмысление первого контакта Маклая и папуасов в легендах самих папуасов; во-вторых, это попытка осмыслить первый контакт самим Н. Н. Миклухо-Маклаем, которые видит его в совершенно иных категориях; в-третьих, это влияние контакта Н.Н. Миклухо-Маклая и Туя на восприятие папуасов и папуасской культуры европейцами, которые прибыли после русского ученого. Поскольку первый тип легенд нами уже разбирался, то начнем со второго. Н. Н. Миклухо-Маклай в дневниках предстает как человек, который «смотрит на себя со стороны». Это очень хорошо иллюстрирует история «Может ли Маклай умереть». В ней поведение ученого определяет тем, каким его должны увидеть папуасы, тем, какое он должен произвести на них впечатление. Третий тип мифологизации – искажение сведений о культуре папуасов через призму первого контакта. Так, если возвращаться к теме «русских слов в языке Бонгу», то наибольшее количество их зафиксировал О.Финш. Примечателен факт высадки миссионеров в деревне Богатьим, который описывается в отчете, затем воспроизводится в печатной форме, а в 1930-х годах был описан в мемуарах миссионера. По мере знакомства с культурой ссылки на опыт Н.Н. Миклухо-Маклая становятся все более и более редкими. Подводя итог, можно сказать, что факт «первого контакта» порождает целый ряд легенд и мифов, которые начинают жить своей жизнью, отдельной как от исторических событий, так и от других людей.