ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Конференция Феномен «детства» в немецкоязычных литературах: культурная идентичность и динамика художественного процесса проводится в рамках научно-исследовательских проектов ИМЛИ РАН «История литературы Германии ХХ века» и «Вымыслы о детстве и для детей». Конференция ориентирована идеей комплексного междисциплинарного изучения феномена «детства» в литературах немецкоязычного мира. Современная историзация «детства», как и современное понимание меняющейся идентичности «детства» в полной мере вписываются в актуальные для гуманитарного и естественного знания методологии моделирования различных динамических систем, в актуальное осмысление культуры как особого процесса. Исследование феномена «детства» в литературе предполагает построение весьма широкой историко-культурной перспективы, подразумевает реконструкцию взаимосвязей собственно литературной проблематики с историей идей, с философскими и общенаучными, общесоциальными и педагогическими тенденциями различных эпох. Исследование путей литературной (философской, художественной, научной) историзации и проблематизации феномена «детства» не может не сочетаться с изучением механизмов мифологизации детства и метафорических переносов идеи детства на различные историко-культурные и социальные феномены. Не менее важным является анализ соотношения общелитературной динамики репрезентации «детства» с динамикой становления и развития детской литературы. «Изобретение» детской литературы — создание специальных произведений, обращенных к детской аудитории – сопряжено с формированием разветвленной системы норм и правил, обсуждение которых входит в широкое проблемное поле литературных дискуссий конца XVIII – начала XIX вв., развивается на протяжении двух прошлых столетий и остается актуальным по сей день. Особое значение в институциализации детского чтения, а затем и детской литературы приобретают категории «вымысла», «воображения», «фантазии», «игры», «удовольствия», а также категории «реальности», «истины» («художественной правды»), «труда» и «пользы». В то же время проблема нормы, проблема канона, как и различные практики «взрослого» нормотворчества (цензуры, табуизации) в отношении детского возраста и литературных (художественных) текстов о детях, как и текстов, предназначенных детской и юношеской аудитории, концептуально связывают традицию и «современность». В этом контексте вырисовывается проблема научной деконструкции представления о наивности детской литературы, о ее изолированности и автономности от общих тенденций художественного процесса, а, с другой стороны, проявляются специфические функции детской литературы и детского чтения как факторов литературной, самоидентификационной, общекультурной динамики.