ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Психоанализ и кинематограф — культурные братья. Эпохальная книга Брейера и Фрейда «Исследования истерии» и эпохальный фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда» появились в одном и том же 1895 г. С тех пор интеллектуальный диалог между кинематографом и психоанализом развивается весьма плодотворно, при всех очевидных различиях обнаруживая много интимных связей между психоаналитическим исследованием глубинного внутреннего мира человека и исследованием человека и его мира средствами кино. Диалог этот далеко не исчерпывается популярными триллерами или комедиями, в которых фигурируют психоаналитики и их пациенты, или тем влиянием, которое психоаналитическая теория оказала на всю серьезную европейскую и американскую кинокритику. И дело не только в том, что ряд ведущих кинематографистов напрямую обращается к психоаналитической теории сновидений, бессознательного, символизма и структуры характера и мотивации человека, пониманию внутреннего конфликта, психического детерминизма, травмы и ее проработки, а также к самим образам психоаналитика и пациента. Внимательное исследование обнаруживает удивительные параллели и пересечения между самим процессом создания фильма, от замысла до его воплощения, и психоаналитическим процессом. А киносеанс, как и сеанс психоанализа – это, прежде всего, эмоциональная встреча. Встреча разных миров и разных, нередко, антагонистических психологических систем. Это встреча точек зрения, действий, а также сознательных и бессознательных “посланий” ее участников — “героев” и персонажей внутренней и внешней драмы, оживших на экране или в аналитическом процессе, а также создателей фильма и зрителей, пациентов и психоаналитиков. Подобно трагедии в Древней Греции кино сегодня снабжает нас образами и видениями столь важными для культурной, психологической и социальной жизни, а кинофильмы являются своеобразным хранилищем психологических образов нашего времени. Кино обладает огромным потенциалом воспламенения страсти, любовных и негативных переживаний, неожиданных открытий, потрясений, непосредственных впечатлений, давно забытых состояний и глубоких размышлений. Кино не только обеспечивает катарсис. Посредством содержащихся в них мифологических компонентов фильмы объединяют аудиторию с ее культурой. Первый в Pоссии психоаналитический кинофестиваль “Экран видимого – экран бессознательного” – это уникальная возможность для российских и зарубежных кинематографистов, психоаналитиков и исследователей в каждой из этих областей встретиться и обсудить свою работу. Кинофестиваль нацелен на совместное погружение в пространство фильма, на рефлексию и серьезное исследование зон соприкосновения и взаимопроникновения психоанализа и кино, а также на приятное и продуктивное общение профессионалов и любителей психоанализа и кино. Программа психоаналитического кинофестиваля “ЭКРАН ВИДИМОГО ↔ ЭКРАН БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО” Москва 13-16 ноября, 2014 Центральный дом журналиста, Никитский бульвар, 8а (посмотреть на карте) Четверг. 13. 11 Концертный зал 19.15-20.00 Регистрация (холл 1-го этажа со стороны Концертного зала) 20.00-20.20 Открытие кинофестиваля. Приветствие: Александр Усков, президент Московского психоаналитического общества (МПО). Введение: Игорь Кадыров, председатель кинофестиваля. 20.20 -21.00 Анимационные фильмы “КОРОВА” (1989), 10 минут, “МОЯ ЛЮБОВЬ“ (2006), 27 минут, режиссер, художник-аниматор Александр Петров. 21.00-22.00 Обсуждение фильмов “Корова” и “Моя любовь” - Участники: Екатерина Калмыкова, Татьяна Алавидзе, Игорь Кадыров (председатель). Пятница 14.11 Концертный зал Кинозал 9.00-9.30 Регистрация (холл 1го этажа) 9.30-11.00 Круглый стол: “Экран видимого, экран бессознательного с кинематографической и психоаналитической точек зрения” Участники: Дмитрий Мамулия, режиссер, художественный руководитель Московской школы нового кино — МШНК, Игорь Кадыров, психоаналитик, председатель кинофестиваля, Александр Усков, президент МПО (председатель). 11.10-13.00 “АНТОН ТУТ РЯДОМ”, документальный фильм (2012), реж. Любовь Аркус, 110 мин. 11.10-13.30 “РОЛЬ”, к/ф (2013), реж. Константин Лопушанский, 132 мин. 13.00-15.00 Перерыв 13.30-15.00 Перерыв 15.00-16.30 Обсуждение к/ф “Антон тут рядом”. Участники: Любовь Аркус (режиссер фильма), Элина Зимина (дискутант), Екатерина Калмыкова (председатель). 15.00-16.30 Обсуждение к/ф “Роль” Участники Константин Лопушанский (режиссер фильма), Наталья Кигай (дискутант), Игорь Кадыров (председатель) 16.30-17.00 Кофе-брейк 17.00-18.30 “ТРАВМА” — I — Обсуждение с просмотром клипов. Программа, подготовленная Московской школой нового кино. Участники: преподаватели и студенты МШНК, психоаналитики и кандидаты МПО. 17.00 – 19.00 “ЖИТЬ”, к/ф (2012), реж. Василий Сигарев, 119 минут. 19.10-20.40 Обсуждение к/ф “Жить”: Участники: Василий Сигарев (режиссер), Яна Троянова (актриса, исполнительница главной роли), Алексей Попогребский (дискутант), Игорь Кадыров (председатель). 19.00-20.30 Ретроспектива классического “психоаналитического” кино — I: “ТАЙНЫ ДУШИ”,к/ф (1926), реж. Георг Пабст – 97 минут. Суббота 15.11 Концертный зал Кинозал 9.30 -11.30 “СУМАСШЕДШАЯ ПОМОЩЬ”, к/ф (2009), реж. Борис Хлебников, 118 мин 9.30- 11.40 “4”, к/ф (2005), реж. Илья Хржановский, 128 мин 11.30 – 12.00 Перерыв 11.40-12.00 Перерыв 12.00 -13.30 Обсуждение к/ф “Сумасшедшая помощь” Участники: Борис Хлебников (режиссер фильма), Александр Усков (дискутант), Марина Арутюнян (председатель). 12.00-13.30 Обсуждение к/ф “4” Участники: Илья Хржановский (режиссер фильма), Виталий Зимин (дискутант), Игорь Кадыров (председатель). 13.30 – 15.00 Перерыв 15.00-16.30 “ЖЕЛАНИЕ” – II — Обсуждение с просмотром клипов. Программа, подготовленная Московской школой нового кино. Участники: преподаватели и студенты МШНК, психоаналитики и кандидаты МПО. 15.00-17.00 “ЕЛЕНА”, к/ф (2011), реж. Андрей Звягинцев, 109 мин. 17.00-17.30 Кофе-брейк 17.30-19.00 Обсуждение кинофильма “Елена” Участники: Андрей Звягинцев (режиссер фильма), Марина Арутюнян (дискутант) Игорь Кадыров (председатель). 19.00-19.30 Фуршет (бокал вина с канапе) 19.30-21.00 “ПАМЯТЬ” — Обсуждение с просмотром клипов — III – программа, подготовленная Московской школой нового кино. Участники: преподаватели и студенты МШНК, психоаналитики и кандидаты МПО. 19.30-21.20 Ретроспектива — II: “САМ СЕБЕ ПАЛАЧ”, к/ф (1947), реж. Энтони Кимминс, 108 мин. Воскресенье 16.11 Концертный зал 9.30-11.20 “ДЕВЯТНАДЦАТЬ ДЕВЯТНАДЦАТЬ”, к/ф (1985), реж. Хью Броуди, 99 мин. (в рамках ретроспективы “психоаналитических” фильмов — III) 11.30-12.00 Интервью с Хью Броуди (по скайпу) Участники: Хью Броуди (режиссер фильма), Игорь Кадыров (интервьюер) 12.00- 13.30 “Психоаналитики, пациенты и психоанализ в зеркале кинематографа”: Обсуждение ретроспективы. Участники: Марина Арутюнян (дискутант к/ф “Тайны души”), И Гиль Сон (дискутант к/ф “Сам себе палач”), Елена Миско (дискутант к/ф “1919”), Хью Броуди (по скайпу), Игорь Кадыров (председатель) 13.30 — 14.00 Кофе-брейк 14.00-15.00 Итоговое обсуждение и закрытие кинофестиваля