ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
результатовОбщеизвестно, что научно-технический прогресс разрешает определенные проблемы и в то же время создает новые, выявляя свою принципиальную двойственность. Спрос на научное знание увеличивается, но требуются новые методы размышления о будущем, “коммуникации с будущим”. Эти вопросы в Германии сегодня решаются в рамках социальной оценки техники (Technology Assessment, TA). Немецкие ученые отмечают, что сегодня в центре внимания должна находиться не столько сама техника, сколько ее тесная связь с обществом. Согласно TA, техническое развитие не протекает естественным эволюционным образом, а является в принципе планируемым целенаправленным процессом; наука при таком подходе рассматривается уже не как свободное предприятие, но включенное в социальную практику. На базе TA разрабатываются своего рода «алгоритмы распознавания и действия» в процессе принятия научно обоснованных решений в сфере научно-технической политики, с точки зрения естественных, технических и гуманитарных наук. В последнее время в Европе все чаще обсуждают концепт «Ответственные исследования и инновации» (Responsible Research and Innovation, RRI). Сам концепт имплицитно содержит в себе указание на этическую рефлексию, а также непосредственную связь с социальной оценкой техники и технонаукой. В этом смысле можно говорить о RRI как расширенной версии TA. Немецкие эксперты отмечают, что источник самого понятия RRI сложно определить. По всей видимости, первые упоминания различных комбинаций этого сочетания встречаются в американских текстах социально-политического и консультационного характера, сопровождающих Национальную Инициативу Нанотехнологий (NNI). С одной стороны, это говорит о включенности западного общества на уровне политиков (policy-makers) и различных заинтересованных сторон (stakeholders) в процесс формирования и управления научно-техническим прогрессом. Ответственное развитие нанотехнологий может быть охарактеризовано как баланс между увеличением положительного вклада технологий и сокращением их негативных последствий. Таким образом, ответственное развитие включает в себя как экспертизу приложений, так и потенциальных последствий технологий. В Евросоюзе в 2008 году был принят так называемый Кодекс Поведения для ответственных нанотехнологий. Аналогичные правила действуют и для британской поддержки исследований в сфере нанотехнологий, в первую очередь, в отношении прогнозирования возможного риска и ответственного обхождения с ним. Так, Научно-Исследовательский Совет технических наук и физики Великобритании на основе серьезных вызовов со стороны нанотехнологий внес в 2009 г. новое требование для подачи заявок на финансирование научно-технических проектов, согласно которому претенденты должны были включать в свои проекты и вопросы об «ответственных инновациях». Точнее, им предлагалось рассмотреть более широкие последствия планируемого исследования (на общество, окружающую среду, здоровье человека) и качественно оценить уровень риска и неопределенности, связанной с потенциальным воздействием предлагаемого комиссии проекта. Претенденты должны были представить “реестр рисков”, на основе которого рецензенты могли бы рассмотреть проект с точки зрения поддержки финансирования. Другой яркий пример из Великобритании – «Дорожная карта развития синтетической биологии», которая была разработана и принята в 2012 г. в рамках того же Научно-Исследовательского Совета технических наук и физики. Целью этого документа является необходимость этического и социально-политического регулирования современного переднего края науки – “новой биологии”. Для подобных программ характерно то, что все они нацелены не просто на улучшение понимания социальных и этических вопросов науки и техники, а скорее включают практический аспект, перспективу “дела”. Посредством исследования этических и социальных аспектов техники такие программы ведут непосредственно к адекватному ее формированию. Проекты научных исследований этических и социальных аспектов конкретных технологических разработок всегда должны иметь “реализуемую” перспективу. Другими словами, они должны не только вести к анализу и улучшению понимания проблем инноваций, но и рассматриваться в “перспективе дизайна” – в самом широком смысле, включая и институциональные (административные) механизмы. Конечной целью подобных технологических проектов с изначальным акцентом на социально-гуманитарную экспертизу является стремление внести изменения в “жизненном мире” через приобретенное знание. В свете вышеизложенного проблема реформирования инженерного образования выходит сегодня на первый план. Концепция гуманитаризации технического образования должна быть наполнена новым смыслом, соответствующим интеллектуальным и экзистенциальным вызовам современной эпохи. Речь идет об интеграции идей TA/RRI в техническое образование для устойчивого развития. Именно из этой перспективы необходимо рассматривать итоги Пермской конференции при финансовой поддержке РК РГНФ «Урал: история, экономика, культура 2016» - Пермский край (номер заявки: 16-13-59502). Итак, все поставленные цели были реализованы в ходе проведения Второй международной научно-практической конференции «Образ инженера XXI века: социальная оценка техники и устойчивое развитие» (6-8 декабря 2016 года). Конференция имела большой резонанс – не только на уровне университета, городской/краевой администрации, но и на всероссийском уровне. Сразу же после окончания конференции на имя членов Оргкомитета поступило несколько предложений для совместной деятельности по проблемам философии техники, гуманитаризации инженерного образования, социально-гуманитарной экспертизы инновационных проектов. В частности, пермская команда была приглашена весной 2017 года на экспертные обсуждения в Уральском федеральном университете (Екатеринбург) и Институте социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета. Реализация выработанных конференцией рекомендаций позволила создать предпосылки для формирования социально-гуманитарной среды в Пермском национальном исследовательском политехническом университете (ПНИПУ), найти баланс между естественнонаучным, техническим и социально-гуманитарным знанием. Впервые в истории университета была создана междисциплинарная платформа такого масштаба для осуществления диалога между философами и инженерами. На различных площадках в рамках заявленной конференции выступило более 70 человек (профессорско-преподавательский состав не только Гуманитарного факультета, но и Аэрокосмического, Электротехнического, Механико-технологического, Автодорожного, Химико-технологического факультетов, факультета прикладной механики и математики; ректорат и отдел инноваций ПНИПУ; управление международных связей ПНИПУ; представители Пермской промышленности, администрация города Перми и Пермского края). Среди прочего можно уверенно констатировать, что возникла серьезная кооперация с инженерами-экологами, которые в течение 2016 года активно работали с кафедрой философии и права по теме «Инженерное образование для устойчивого развития». Кроме того, были установлены прочные связи с другими региональными и центральными вузами. Так, в конференции приняли участие ученые из Перми, Москвы, Томска, Вятки. Важным событием для профессорско-преподавательского состава кафедры философии и права стал мастер-класс доц. А.В. Михайловского (НИУ ВШЭ, Москва) «Проектирование как форма жизни». В докладе А.В. Михайловский проанализировал структуру проектной деятельности как специфической «формы жизни» модерна, а также фигуру инженера (homo creator) как доминирующий тип современного индустриального общества. Характерная для этой фигуры деятельность технического проектирования была рассмотрена им не как вариация инструментального разума, а как выражение бесконечной творческой свободы, разворачивающейся в мире культуры. Важным событием для многих инженеров Пермского политехнического университета стало выступление С.А. Жукова, руководителя рабочей группы Аэронет («Национальная технологическая инициатива», Агентство стратегических инициатив, Москва). В частности, С.А. Жуков познакомил пермских ученых и студентов со структурой, миссией и задачами «Национальной технологической инициативы», рассказал о «дорожной карте» Аэронета и передовом российском опыте в области беспилотных воздушных средств и малых космических аппаратов. В своем докладе он также затронул проблему реформы современного инженерного образования и «философию инноваций». Со-докладчиком С.А. Жукова был проф. Армин Грунвальд директор Института оценки техники и системного анализа г. Kарлсруэ (ITAS), руководитель Бюро по оценке технологий Германского Бундестага и Европейского Парламента. В своем выступлении он затронул этические и экологические вопросы технической деятельности, а также проблему социальной ответственности инженера/«инноватора». В частности, он рассказал о концепте «Ответственные исследования и инновации», который активно обсуждается в Германии и Европе последние годы. Сам концепт имплицитно содержит в себе указание на этическую рефлексию, а также непосредственную связь с социальной оценкой техники. В этом смысле можно говорить об интегральном подходе, объединяющем социально-гуманитарную экспертизу инновационных проектов, технонаучную парадигму и прикладную этику в процессе формирования новой инженерной парадигмы. Выступление С.А. Жукова и проф. А. Грунвальда вызвало оживленную дискуссию, которая продолжалась более 4 часов. Наконец, необходимо отметить, что команда Пермского политехнического университета в течение года активно укрепляла российско-немецкие контакты в области социальной оценки техники и устойчивого развития. За несколько месяцев до конференции была проведена серьезная работа с коллегами из Института оценки техники и системного анализа г. Kарлсруэ (Германия) по подготовке к конференции в Перми. В частности, член Оргкомитета конференции Е.В. Середкина при поддержке проф. Грунвальда и проректора В.Н. Коротаева организовала 14 ноября 2016 года совместный немецко-российский семинар «Социальная оценка техники в поворотные времена: вызовы глобализации и междисциплинарности». Для участия в этом мероприятии в Карлсруэ прибыла российская делегация из ПНИПУ (при финансовой поддержки ПНИПУ, «Немецкой службы академических обменов»-DAAD, Фонда им. М. Прохорова). Участники: профессор В.Н. Железняк (зав. кафедрой «Философия и право»), профессор Л.В. Рудакова (зав. кафедрой «Охрана окружающей среды»), доц. Е.В. Середкина (руководитель научно-исследовательской лаборатории RRI_Lab), молодые аспиранты Г. Арзамасова и Е. Макарова. На семинаре пермские и немецкие ученые поделились опытом в сфере социальной оценки техники и ответственной индустрии, а также подробно обсудили участие немецкой стороны в международной конференции «Образ инженера XXI века: социальная оценка техники и устойчивое развитие». В своей приветственной речи профессор А. Грунвальд отметил успехи в развитии российской сети в области социальной оценки техники с опорой на регионы Урала и Сибири. Итоги подготовительной работы в Карлсруэ отражены в новостной ленте сайта ПНИПУ: http://pstu.ru/news/2016/11/29/6452/ http://pstu.ru/news/2016/11/08/6372/ 6-8 декабря 2016 года на конференции в Перми с немецкой стороны выступили А. Грунвальд, К. Шерц, М. Ладикас, П. Кулаков. После конференции были обсуждены вопросы сотрудничества в 2017 году (совместный издательский проект, совместное участие в европейских и российских грантах). Итоги международной научно-практической конференции «Образ инженера XXI века: социальная оценка техники и устойчивое развитие»: • был изучен немецкий опыт в сфере социальной оценки техники, ответственных инноваций, устойчивого развития; • были обсуждены проблемы гуманитарно-технического синтеза в современном инженерном образовании; • была создана междисциплинарная площадка для обмена идеями между философами и инженерами на внутриуниверситетском и всероссийском уровне; • был подготовлен к печати и опубликован сборник научных работ конференции; • был существенно дополнен модуль «Социальная оценка техники и устойчивое развитие» в рамках магистерской программы «Философские проблемы науки и техники». На конференции были обсуждены следующие проблемы: • социальная оценка техники: взгляд из России и Германии; • метафизика техники, эпистемологические основания современного научно-технического знания; • технологические проекты будущего и устойчивое развитие • междисциплинарные и трансдисциплинарные стратегии исследования в социальной оценке техники; • ответственные исследования и инновации в гражданском обществе; • социально-гуманитарная экспертиза инновационных проектов (на примере конкретных кейсов в области NBICS-технологий, «зеленой экономики», робототехники, «Индустрия 4.0» и т.д). В рамках конференции были проведены следующие мероприятия: 1. ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ. Участники и доклады: 1) Армин Грунвальд (директор ITAS, Германия). Доклад был посвящен проблеме захоронения радиоактивных отходов в связи с реализацией программы отказа от ядерной энергетики в Германии. Большое внимание уделялось вопросам экспертного диалога из перспективы социальной оценки техники, а также работе с общественностью. 2) Констанц Шерц (зам. директора ITAS, Германия), Павел Кулаков (сотрудник ITAS, Германия). Доклад был посвящен истории становления и развития «парламентаристской» социальной оценки техники (на примере работы комиссий в американском Конгрессе и Германском Бундестаге). Были также проанализированы междисциплинарные и межнациональные вызовы. 3) Милтос Ладикас (сотрудник ITAS, Германия; координатор проекта «Глобальная этика в науке и технологиях» при Европейской Комиссии, руководитель проекта «Ответственная индустрия»). Доклад был посвящен анализу развития социальной оценки техники на современном этапе из глобальной перспективы. В частности, подробно рассказывалось о совместных немецко-китайских и немецко-индийских проектах. 4) Д.В. Чайковский (директор Института социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета). Доклад был посвящен разработке методик социальной экспертизы инновационных проектов и опыту внедрения идей социальной оценки техники и устойчивого развития в инженерное образование. 5) В.Н. Железняк (зав. кафедрой философии и права ПНИПУ, Пермь), Е.В. Середкина (руководитель научно-исследовательской лаборатории «RRI_Lab», ПНИПУ, Пермь). В докладе рассматривались особенности развития российской модели социальной оценки техники в контексте национальных вызовов. Большое внимание было также уделено проблемам перевода ключевых терминов социальной оценки техники на русский язык (с немецкого и английского языков). 6) Л.В. Рудакова (зав. кафедрой «Охрана окружающей среды» ПНИПУ, Пермь). Доклад был посвящен анализу концепции устойчивого развития и экологическим исследованиям в ПНИПУ. Большое внимание также уделялось работе с уральскими предприятиями и стейхолдерами в области охраны окружающей среды. Информация по этому мероприятию размещена на сайте ПНИПУ: http://pstu.ru/news/2016/12/01/6462/ II. РАБОТА СЕКЦИЙ. Секция 1 «Метафизика техники». Секция 2. «Этические аспекты современной деятельности инженера». III. МАСТЕР-КЛАСС А. В. Михайловского (Высшая школа экономики, Москва) «Проектирование как форма жизни». IV. ОТКРЫТАЯ ДИСКУССИЯ (Panel Discussion) по теме «Идеи социальной оценки техники/ответственных инноваций/устойчивого развития в инженерном образовании». Вопросы для обсуждения: • Техно-гуманитарный синтез: вызовы междисциплинарности; • quo vadis, инженерное образование? – Социальная оценка техники и ответственная индустрия; • методология социальной экспертизы инновационных технологических проектов. V. КРУГЛЫЙ СТОЛ «Инженерное образование в контексте технологических вызовов XXI века». Ключевые спикеры: С.А. Жуков – со-руководитель рабочей группы Аэронет («Национальная технологическая инициатива», Агентство стратегических инициатив) (Москва); А. Грунвальд – директор Института оценки техники и системного анализа г. Kарлсруэ (Германия), руководитель Бюро по оценке технологий Германского Бундестага и Европейского Парламента (Германия); В.Г. Былинкина – директор НОУ «Центр инновационного развития человеческого потенциала и управления знаниями», нач. ОВС ИКЦ АО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» (Пермь); Д.В. Чайковский – директор Института социально-гуманитарных технологий, Национальный исследовательский Томский политехнический университет; И.Д. Клабуков – аспирант Первого медицинского института им. Сеченова; участник рабочей группы Healthnet («Национальная технологическая инициатива», Агентство стратегических инициатив) (Москва); В.Н. Коротаев – проректор по науке и инновациям ПНИПУ. В.В. Карманов – зав. кафедрой инновационных технологий машиностроения, руководитель Научно-производственного центра высокотехнологичных машиностроительных производств ПНИПУ. Профессорско-преподавательский состав гуманитарного, аэрокосмического, электротехнического, механико-технологического факультетов, факультета прикладной механики и математики. Ключевые вопросы: • воспитание и образование будущих инженеров в 21 веке; • инновационные подходы к современному инженерному образованию; • связь образования, науки и промышленности в инженерном образовании («Университет 4.0», «Industry 4.0 – Education 4.0»). • социальная ответственность инженера и инженерная этика. Информация по этому мероприятию размещена на сайте ПНИПУ: http://pstu.ru/news/2016/12/05/6469/ VI. ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ (мастер-класс) проф. А. Грунвальда, директора Института социальной оценки техники и системного анализа г. Карслруэ (Германия) на тему «Социальная оценка техники и управление инновациями: взгляд из Германии» для студентов и аспирантов ПНИПУ. Информация по этому мероприятию размещена на сайте ПНИПУ: http://pstu.ru/news/2016/11/30/6459/