ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Современное философствование все более последовательно отказывается от претензий на метанаучный статус, сводя когда-то трансцендентные смыслы к траектории их формирования в конкретных культурах и обществах. Вместе с релятивизацией философской концептуалистики все более относительными выглядят и те основания, ценности, императивы, критерии, аксиомы, убеждения, на которых когда-то «стоял мир», но которые сегодня теряют абсолютность и межкультурную (межвременную, межсубъективную) универсальность. Следуя этой тенденции и пытаясь сохранить научную последовательность и честность, наш современник утрачивает способность сказывания/мышления о чем-то безотносительном и вечном, «ценностях солдата и святого» (Эрнст Юнгер), а вместе с ними и возможность понять себя, угадать культурных союзников, идущих по тому же пути, и оппонентов, эти пути отрицающих или критикующих. Перефразируя немецкого мыслителя, можно сказать, что сегодня у различных сообществ появляется соблазн отстаивать ценности «только своих» солдат и «только своих» святых. Попытка инвентаризации наличного философского инструментария, пригодного для аксиологического, этического, культурно-практического самоопределения - а, значит, и самоидентификации, и позиционирования, и действия - предпринимается в проекте настоящего круглого стола. В фокусе внимания – место и значение ценностных оснований социального бытия современных сообществ, способы их артикуляции и обоснования. Главный вопрос сводится к тому, насколько неизбежен и окончателен отход от веры в идеалы универсального разума, веры в наличие вечных и неизменных, общечеловеческих ценностей, а также могут ли (и каким образом) совмещаться прагматические императивы современной геокультурной ситуации с этой, по сути, просвещенческой верой? Вопросы для обсуждения: 1. Стратегии интерпретации социальной нормативности: реализм vs конструктивизм. 2. Судьба просвещенческих идеалов в ХХI веке: девальвация, переосмысление или новая актуализация? 3. Современность и абсолютное: есть ли в постсекулярном мире место для «священного», общечеловеческого, вечного? 4. Возможны ли рациональные обоснования этики? 5. Разум, культура и ценности. Цивилизационные и геополитические следствия «национализации аксиологии».