ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
2 июня 2016 года в Литературной гостиной Российского центра науки и культуры состоялся «круглый стол» российских и чешских ученых «Павел Новгородцев: эволюция его философско-правовых идей», посвященный 150-летию со дня рождения русского правоведа и философа. Мероприятие инициировано группой соотечественников, проживающих в Праге и прошло при организационной и информационной поддержке представительства Россотрудничества в Чехии. Павел Новгородцев — известный русский правовед, философ, общественный и политический деятель. Профессор юридического факультета Московского университета, директор Московского коммерческого университета. Автор ряда крупных работ по философии права, печатался в известных сборниках статей русских философов «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины». С 1920 года находился в эмиграции. Основатель и декан Русского юридического института (факультета) в Карловом университете (г. Прага). Скончался в Праге в апреле 1924 года. Похоронен на Ольшанском кладбище. В работе «круглого стола» приняли участие ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына Олег Ермишин, доцент кафедры теории и истории права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Булат Назмутдинов, научный сотрудник Института славяноведения Академии наук Чешской республики Гануш Никл, доктор философии Карлова университета Анатолий Шитов и заместитель руководителя представительства Россотрудничества в Чехии Олег Солодухин. Олега Ермишин подробно рассказал об эволюции философских взглядов П. И. Новгородцева, его представлений об общественном идеале. Булат Назмутдинов остановился на развитии правовых воззрений русского мыслителя, его подходах в решении проблемы соотношения демократии как народовластия и как представительной демократии. Участники «круглого стола» сошлись в том, что в эмиграции взгляды П. И. Новгородцева переживают серьёзные изменения. Он фиксирует три кризиса в жизни европейского общества — кризис представительной формы правления, кризис индивидуальной личности и кризис государства. Считает, что эти три кризиса привели к распространению анархистских («отказ от государства») и марксистских (теория «отмирания государства») взглядов. Участники «круглого стола» согласились, что ранняя смерть мыслителя не позволила ему до конца сформулировать ответы на эти проблемы.