ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Этот номер посвящен набирающей популярность с рубежа XX–XXI веков теме использования невербальных репрезентаций в науке и других когнитивных практиках. Мы привыкли думать о знании, и в особенности научном знании, как о принципиально дискурсивной, то есть в конечном счете вербальной практике – такой взгляд был закреплен в стандартной концепции науки логическим позитивизмом и в настоящее время воплощен в тотальном доминировании информационной парадигмы в современных дискуссиях об образовании и воспроизводстве научного сообщества. Однако внимательный взгляд на интеллектуальную культуру Нового времени показывает, что наши когнитивные практики с самого начала и до сегодняшнего дня пронизаны невербальными средствами опредмечивания знания – натуралистическими изображениями, материальными моделями, схемами, картами, интерфейсами инженерных систем и т. д. Долгое время эти объекты пребывали в зоне своего рода слепого пятна: все ученые и исследователи науки знали об их существовании, но никому их роль в воспроизводстве когнитивных практик не казалась критически важной. Как всякая инфраструктура, невербальные инструменты познавательной деятельности прятались в тени того, что лингвоцентричная новоевропейская культура считала подлинными и ценными результатами – теорий, законов и других вербальных форм знания. Лишь пристальный взгляд историков и социологов науки позволил выделить невербальную составляющую в самостоятельный объект и потребовал вслед за исследованием научных слов дать место исследованиям научных вещей. И мы, следуя этой исследовательской линии, предлагаем читателю пристальнее взглянуть на невербальную семиотику научного знания и наших когнитивных практик – на те вещи, которые обычно прячутся в тени дискурсивных практик и притворяются простыми инструментами, скрывая свою конструктивную роль в системе знания и семиозисе научных высказываний. Мы обращаемся к семиотике звука (статья Андрея Логутова) и цвета (статья Валерия Суровцева и Кирилла Родина), завершая экскурс в область семиотики перцептивных качеств статьей, посвященной относящемуся в равной мере к цвету и звуку концепту тона (статья Полины Хановой). За рассмотрением перцептивных качеств следует обращение к перцептивным объектам: фотографии как практике репрезентации(статья Виктора Круткина), смерти как предмету фотографической репрезентации (статья Игоря Крупника и Светланы Карпухиной) и историческим метаморфозам чучел животных в научно-просветительских практиках (статья Александра Писарева). Третий блок образуют материалы, посвященные картографическим практикам и взаимовлиянию средств репрезентации и социально-политической объективации ландшафта: карта как инструмент формирования предмета картографирования (статья Станислава Гавриленко), карта как политическая практика (статья Константина Иванова) и топонимика как инструмент формирования культурного ландшафта (статья Михаила Шаповалова). Последний блок посвящен невербальным модусам знания и роли тела в воспроизводстве когнитивных практик: воображению как ограничителю и источнику дискурсивного знания (статья Тараса Вархотова), телесному знанию (статья Ирины Сироткиной) и нарративности монетного портрета (статья Святослава Смирнова).