ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В рамках научной школы культурно-исторической психологии, историко-эволюционного и системно-деятельностного подходов проводились теоретические, эмпирические и прикладные исследования. Группой А.Г. Асмолова разрабатывались проблемы методологии психологии личности и общей психологии, им проведен методологический анализ ряда современных направлений в развитии культурно-деятельностной психологии. Сформулированные им методологические принципы культурно-деятельностной психологии рассматриваются как основа конкретно-научной методологии психологии в изучении развития психики, сознания, бессознательного и личности, проектировании социальной практики. Е.Ю. Патяевой проведен психологический анализ сложных систем социокультурного мотивирования, описанных в таких смежных с психологией мотивации дисциплинах, как социология, социальная психология и культурология. Детально рассмотрены концепции «этоса» Макса Вебера, «социального поля» Курта Левина и «диспозитива» Мишеля Фуко. Проанализированы взгляды социологов, этнометодологов и представителей нарративного подхода на системы социокультурного мотивирования. Группа В.А. Иванникова исследовала проблемы потребностей, мотивации и механизмов волевой регуляции. Проанализирована необходимость понятия личность для психологии и введен критерий становления человека как личности - способность человека делать выборы с учетом последствий для других. Теоретически и эмпирически обоснована идея прижизненного развития волевой регуляции и роли общественно исторических способов волевой регуляции. В ходе эмпрического исследования выполнен сравнительный анализ изменений волевой регуляции студентов разных курсов и факультетов. Проведено эмпирическое исследование структуры волевых качеств детей на ранних этапах онтогенеза (от 2-х до 11 лет). Результаты показали закономерные различие в структуре волевых качеств детей и взрослых. Группой А.Н.Гусева выполнена теоретическая и эмпирическая разработка принципов системно-деятельностного подхода к анализу сенсорных и перцептивных процессов. Исследования выполнялись в 2-х направлениях: 1) изучение индивидуально-личностных стратегий решения пороговых сенсорных задач; 2) исследование актуалгенеза зрительного перцептивного образа. Проведена экспериментальная апробация авторской методики «Двойной переворот», позволяющей изучать взаимодействие чувственной ткани, значения и личностного смысла в процессе становления зрительного предметного образа. Выполнено обзорно-аналитическое и эмпирическое изучение влияния индивидуально-психологических различий (особенности темперамента и характера личности) на интонационные параметры речи. Закончена апробация новой методики диагностики трудовой мотивации, реализованной как решение мотивационной задачи. Группой Е.Е. Насиновской изучены психологические механизмы альтруистического поведения личности, освещены вопросы истории и современного состояния проблемы альтруизма в психологии и философской этике, систематизированы представления о психологических механизмах альтруистического поведения и его смыслообразующих мотивах. Подготовлен теоретический обзор зарубежных и отечественных исследований по психологии креативности. Спланировано квазиэкспериментальное исследование проявлений креативности личности в условиях индивидуальной и совместной творческой деятельности. В рамках темы «Социокультурная природа суицидального терроризма» рассмотрена специфика формирования личности террориста в социокультурном пространстве. Группой С.В. Кривцовой проведена разработка основных положений экзистенциально-феноменологического подхода к становлению личности. Предметом рассмотрения стали два аспекта: 1) возможность применения данной методологической парадигмы к развитию ребенка первых 18 месяцев жизни; 2) применение феноменологических идей для установления приоритетов практической психологии образования в современных условиях. С позиций экзистенциально-феноменологического подхода проведен анализ проблем современной практической психологии образования. Группой А.М. Айламазьян изучены психологические механизмы музыкального переживания на примере опыта музыкального движения. Исследование проводились в 4-х направлениях: 1) механизмы музыкального переживания; 2) психологические аспекты танцевальных практик; 3)особенности формирования образа тела в различных двигательных практиках; 4) единство смысловой и внешней стороны движения. Группой Е.И. Шлягиной представлены результаты теоретико-эмпирического исследования перфекционизма в структуре саморегуляции личности. Рассмотрены особенности нормального и патологического перфекционизма. Выявлена амбивалентная природа перфекционизма личности, выявлены черты, соответствующие нормальному и патологическому перфекционизму. Изучены характеристики субъективного переживания одиночества. Показано, что переживание одинокими студентами своего одиночества связано с их личностью, уровнем их зрелости, переживанием собственного «Я». Ставится вопрос о нахождении личностных предикторов переживания одиночества. А.И. Чекалина провела анализ данных эксперимента «Марс-500», изучены индивидуальные различия в защитных механизмах личности испытателей, индивидуальная структура стресс-факторов. По материалам проведенных исследований защищены две кандидатские диссертации (рук. А.Н. Гусев и Е.И. Шлягина), опубликовано 48 научных работ, включая 34 статьи, монографию, коллективную монографию, издано одно учебное пособие. На съездах, конференциях и симпозиумах сделан 51 доклад.