Аннотация:Стремительно быстрое распространение SARS-COV-2, появление новых более контагиозных штаммов и волнообразное течение этой инфекции сопровождаются существенными изменениями уклада жизни и материального статуса миллионов людей. Это в сочетании с беспокойством за близких людей, постоянной необходимостью применять средства индивидуальной защиты и потоком негативной информации может стать значимым фактором риска возникновения психовегетативных расстройств в условиях текущей пандемии. Москва стабильно остаётся антилидером среди остальных регионов России по количеству заболевших новой коронавирусной инфекцией, что может обуславливать возникновение более выраженных стрессовых реакций среди жителей мегаполиса. Одной из наиболее уязвимых групп населения в сложившейся ситуации являются первокурсники медицинских вузов, у которых проблемы, связанные с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, накладываются на трудности адаптации к специфике новой образовательной среды. Показано, что актуальное психоэмоциональное состояние студентов влияет на результативность их образовательного процесса. Вынужденный переход на дистанционное образование сопровождался дополнительными трудностями, связанными с адаптацией молодых людей к работе в онлайн-формате.
Цель работы. Оценить влияние дистанционного обучения на психовегетативное состояние первокурсников медицинского вуза в период пандемии SARS-COV-2.
Материал и методы. В исследовании участвовали 328 первокурсников Сеченовского Университета, средний возраст которых составлял 17,9±1,1 лет. Оценка психоэмоционального состояния до и после перехода на дистанционное обучение включала определение уровня реактивной тревожности согласно шкале Ч. Спилбергера-Ю. Ханина и диагностику выраженности депрессивных нарушений согласно тесту-опроснику А.Т. Бэка. Специально разработанная анкета позволяла фиксировать наличие вегетативных расстройств синдрома дезадаптации и степень их выраженности. Качество жизни студентов изучалось с помощью шкалы «Лестница Кантрила». Работа полностью соответствовало требованиям локального этического комитета Сеченовского Университета. Статистическая обработка данных осуществлялась в компьютерной программе Microsoft Excel 2010. Достоверность динамики количественных переменных проверялась t-критерием Стьюдента.
Результаты. Показано, что своевременный перевод образовательного процесса первокурсников медицинского вуза в дистанционный формат в период роста заболеваемости SARS-COV-2 сопровождался улучшением их психоэмоционального состояния. Так, отмечалось существенное снижение среднего показателя реактивной тревожности с 51,9±5,7 баллов, свидетельствующих о наличии высокого уровня тревоги, до 40,9±4,4 баллов (p<0,05), соответствующих нарушениям умеренной степени. Достоверно уменьшалась выраженность депрессивных расстройств (12,7±1,4), суммарный показатель которых при переходе на онлайн-обучении нормализовался и составлял 8,9±1,2 баллов (p<0,05). Выявленная положительная динамика психоэмоционального состояния первокурсников была связана, прежде всего, с устранением факторов риска инфицирования SARS-COV-2 и трудностей постоянного использования средств индивидуальной защиты и антисептиков. У студентов появилась возможность получать знания в комфортной домашней обстановке, самостоятельно организовывать своё рабочее время, применять современные технологии и осваивать новые навыки. При этом отмечалось коррекция вегетосоматических расстройств, и, в первую очередь, таких акцентуированных черт, как раздражительности, пессимизма и самообвинения. В сфере соматических дисфункций достоверно снизилась утомляемость, улучшилось качество сна и работоспособность, что отразилось на повышении показателя качества жизни первокурсников с 6,9±0,7 до 8,6±0,8 соответственно (p<0,05).
Заключение. Своевременный перевод образовательного процесса медицинского вуза в дистанционный формат в период пандемии инфекционных заболеваний является не только хорошим профилактическим мероприятием, предупреждающим рост заболеваемости среди населения, но и значимым фактором, корректирующим психовегетативное состояние первокурсников, влияющего на их работоспособность и качество образовательного процесса.