Аннотация:В статье анализируются истоки мировоззрения Пришвина, причем акцент делается на периоде его участия в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе, когда писатель активно общался с кругом Д.С. Мережковского, ставя перед собой вопрос о светских и религиозных основанияхсвоего мировоззрения и дистанцируясь как от народной веры, так и от интеллигентских попыток приспособить церковь к нуждам интеллигентскогосамосознания. Выдвигается гипотеза о возможном влиянии на Пришвина идей Владимира Соловьева, реципированных и транслированных С.Н. Булгаковым, активным участником Московского религиозно-философского общества, что подтверждается фактами внимания к Булгакову, с которым Пришвин некоторое время совместно обучался в Елецкой гимназии. Обращение к Соловьеву, Тютчеву и Достоевскому, стремление видеть в природе не только ее «ночную жизнь» и зеркало человеческой души, но и своеобразное живое «ты», с которым человек вступает в диалог, – все эти мысли найдут отражение в последующем творчестве Пришвина. Обращаясь как художественным произведениям Пришвина, так и к текстам его дневников, можно попытаться сформировать основания для современного экологического мышления, в котором будут учтены ценностные аспекты и подходы к природе, свойственные религиозно ориентированной этике. Пришвин отмечает в своих поздних дневниках, что в нем формируется «возрастная духовность», что говорит о необходимости формирования человеческого сознания по отношению к природе не в духе прагматической эксплуатации, но в духе ответственного диалога.