Аннотация:Несмотря на наличие положительного эффекта от развития конкуренции, подтверждаемого как в теории, так и на практике, в кризисных условиях приоритеты могут быть отданы краткосрочным эффектам финансовой устойчивости бизнеса. Авторами проанализировано состояние отраслей генерации электроэнергии и грузовых железнодорожных перевозок на предмет их модели вертикальной интеграции и финансовых результатов компаний, в том числе произведена оценка стоимости бизнеса последних. Выбор отраслей обоснован отсутствием вертикально-интегрированных компаний в первой отрасли и их наличием во второй, что позволяет проанализировать причины и последствия разрешения на вертикальную интеграцию для компаний системообразующих отраслей. Результаты анализа ряда финансовых мультипликаторов показывают, что в случае вертикальной интегрированности железнодорожных компаний с инфраструктурной организацией не обеспечивается «премия» к стоимости бизнеса относительно неинтегрированных компаний. Отсюда следует вывод о том, что интегрированные компании отрасли не получают безусловных преимуществ перед неинтегированными игроками. При этом вертикальная интеграция и конкуренция не связаны однозначной причинно-следственной связью, однако опыт исследуемых отраслей демонстрирует, что вертикальная интеграция может не препятствовать развитию конкуренции в отрасли. Мы предполагаем, что дальнейший рост уровня конкуренции на рынке электроэнергии возможно обеспечивать уже за счет разделения активов на образовавшемся оптовом рынке даже в условиях снятия запрета на вертикальную интеграцию.