Аннотация:Статья посвящена сравнительному анализу результатов двух исследований студентов
Московского университета, проведенных с интервалом в 100 лет (1903-4 и 2004 гг.) В начале ХХ
века «самоперепись» проводилась Пироговским научным обществом, а раздаточное
анкетирование, век спустя, Центром социологических исследований МГУ.
Сопоставление данных двух опросов проводилось по десяти индикаторам, включая социальное
происхождение, имущественное положение, этническую принадлежность, образ жизни, в том
числе формы социальной активности, привычки и т.д.
Результаты анализа показывают, что сегодня Московский университет в меньшей степени, чем век
назад, способствует расширению интеллектуальной и культурной элиты страны, выполняет,
главным образом, функцию ее «репродуцирования». За сто лет студенчество, конечно,
изменилось, но осталось студенчеством. Сегодняшние студенты знают и умеют значительно
больше, чем их предшественники, но они уступают им в самостоятельности, в социальной
активности. И в социально-экономические сочинения сегодня заглядывают в почти в четыре раз
реже, чем их предшественники. Они умереннее в традиционных студенческих «пороках», но за
сто лет приобрели немало новых.