Аннотация:Социальный контакт партнёров по общению проходит в контексте индивидуальных психологических, социальных, средовых и культурных факторов, влияющих на пространственное поведение человека. Их влияние проявляется, в частности, в установлении социальной дистанции с партнером по коммуникации.
Понятие социальной дистанции впервые было предложено в работах Эдварда Холла (Hall, 1966). Было сформировано направление исследований (проксемика), в рамках которого изучались закономерности установления межличностных дистанций, в частности, выделены несколько зон: интимная, личная, социальная и общественная. Выраженность межличностной дистанции зависит от многих культурных и социальных стереотипов, приобретенных в процессе развития и социализации личности. Одним из значимых факторов является этническая и расовая принадлежность. Человеку необходимо ощущать себя частью «мы», и этнос – одна из важнейших категорий групповой принадлежности (Т.Г. Стефаненко, 1999). Поведение людей по отношению к представителям своей этнической или расовой группы отличается от поведения по отношению к представителям другой этнической или расовой групп, и в основе этих отличий лежит архетипическая оппозиция «мы-они». Известно, что при нарушении личного пространства субъектом другой расы возникает психологический дискомфорт, проявляющийся в непроизвольной поведенческой реакции установить большую дистанцию с партнёром по общению.
При изучении правил проксемики существуют методологические трудности, одна из которых состоит в сложности создания стандартизованной ситуации общения. Суть такой ситуации состоит в том, чтобы поддерживать постоянными многочисленные параметры: неизменность внешнего окружения, внешний вид партнера по общению, его лицевую экспрессию, позу, контакт «глаза-в-глаза».
Решение отмеченной выше проблемы возможно при использовании технологии виртуальной реальности, которая активно стала использоваться в психологических исследованиях в последнее десятилетие (Зинченко и др., 2010). С помощью технологий виртуальной реальности возможно создание не только стандартизованных виртуальных сред, но и виртуальных людей – аватаров, внешний вид и поведение которых можно программировать в соответствии с задачей исследования (например, наделять внешними атрибутами того или другого этноса или расы). Это позволяет формировать нужную ситуацию коммуникации и затем исследовать социальное поведение респондентов в стандартизованной виртуальной среде.
Экспериментальное изучение правил проксемики с использованием систем виртуальной реальности началось сравнительно недавно (Bailenson et al., 2003). Результаты показали, что данная технология может успешно и эффективно использоваться для изучения многих социальных феноменов.
Целью нашей работы являлось изучение межличностной дистанции человека при взаимодействии с виртуальными аватарами разных рас.
Гипотеза: межличностная дистанция человека при социальном контакте будет меньше при взаимодействии с аватаром такой же расы, идентифицируемого как «мы», чем межличностная дистанция с аватаром другой расы, идентифицируемого как «они».
Для исследования процессов формирования личного пространства использовалась CAVE технология виртуальной реальности, при помощи которой возможно разрабатывать сложные динамические трёхмерные среды с контролируемыми параметрами.