Место России в мире в восприятии рядовых граждан: идентификационное измерениестатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 30 декабря 2020 г.
Аннотация:Статья базируется на результатах исследования, реализуемого на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, по выявлению закономерностей формирования и образно-символической специфики представлений российских граждан о своей и других странах, их взаимодействии в общемировом пространстве. Изучая содержание и структурные особенности этих представлений, мы можем определить характер и степень кристаллизации национально-государственной идентичности. В основе исследования лежит комплексная аналитическая модель, предполагающая изучение трех аспектов восприятия места России в современном мире. Первый – представления о России, пространственные и темпоральные характеристики, служащие отражением самоидентификации респондента в качестве российского гражданина. Второй – система образов и символов, репрезентирующих представления респондентов о мировом пространстве, месте в нем государств и регионов, особенностях их взаимодействия и взаимовлияния. Третий – символическая репрезентация восприятия отдельных стран через их отношения с Россией. Методология эмпирического исследования базируется на сочетании количественных и качественных методов: формализованное интервью, проективные методики. Разработанная модель исследования позволила выявить не только взаимосвязь между пространственными и темпоральными аспектами процесса восприятия, но также их место в структуре идентичности личности. Национально-государственная идентичность респондентов отражается в оценках своей и других стран, в качестве субъектного фактора определяет восприятие места России в мировом пространстве, формирует образы прошлого и будущего.