Записки о чудесах бодхисаттвы Каннон: паломничество по западным землямстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 4 марта 2020 г.
Аннотация:Серия гравюр «Записки о чудесах Каннон: паломничество по западным землям» («Каннон рэйгэнки Сайкоку дзюнрэй», Утагава Тоёкуни III и Утагава Хиросигэ II, 1858–1859 гг.) представляет собой своеобразное виртуальное путешествие по святым местам Японии – по храмам, где почитают бодхисаттву Каннон (санскр. Авалокитешвара, Внимающий Звукам). Каждый из листов серии делится на две части: вверху пейзаж с храмом и песня паломников (яп. гоэйка), внизу рассказ о чуде (яп. рэйгэн) и иллюстрация к нему. В рассказах старинные предания чередуются со случаями из недавнего прошлого; иллюстрации придают героям, и знатным, и простым, «театральный» вид, отсылают к театральной гравюре. В рассказах представлен полный набор чудес Каннон, перечисленных в «Лотосовой сутре», лежащей в основе почитания этого бодхисаттвы. Вера в Каннон принимает разные обличья: иногда речь идёт о несомненно сверхъестественных явлениях, в других – помощь бодхисаттвы служит для объяснения вполне обыденной череды событий. На разных листах чудо показано различными способами, часто – за счёт композиционного соединения пейзажной и «сюжетной» частей, текста песни и рассказа. Среди героев рассказов – знаменитые монахи, прославленные поэты, государи и их приближённые, а также простые люди; серия охватывает события с легендарной древности до недавней поры, помещая их все в единое время – время чудес, знамениющих собой особую милость бодхисаттвы Каннон к жителям Японии. В предисловии кратко описаны история паломничества по тридцати трём храмам западных земель и история серии гравюр Тоёкуни III и Хиросигэ II. Ниже публикуется перевод избранных рассказов с комментарием к ним и к соответствующим гравюрам, а также изложение остальных рассказов, имеющее целью показать внутреннюю связность серии.