Аннотация:В статье рассматривается роль Османского Египта как важного центра образования и передачи знаний на арабо-мусульманском Востоке. Сравнительные исследования на современном этапе чрезвычайно актуальны, так как позволяют выявить общее и особенное в организации школьного дела в различных культурных контекстах, отыскать «рациональные зерна» для современной образовательной реформы. Доказывается, что Египет располагал обширной сетью высших религиозных учебных заведений, и возможность получения высшего образования обеспечивалась в 18 городах. Отмечается, что наиболее значимые школы располагались в Танте, Дамиетте, Розетте, где знания получали столичные схоласты, а также в Александрии, Мансуре и др. Указывается,
что не все провинциальные «очаги» высшего образования в исламском мире были равноценны. Подчеркивается, что религиозные учебные заведения создавались частными лицами, а не государством. Особое внимание уделено месту университета аль-Азхар в системе высшего образования мира ислама. Анализируется номенклатура дисциплин, специфика организации обучения и методический инструментарий. Отмечается высокий престиж знаний, избирательный характер книг для изучения. Прагматики, ориентированные на европейские образцы, требовали радикальной реформы высшего образования, усиления системности, контроля и четких сроков обучения.