Аннотация:Широко применяемое на практике водосливное устройство ВСУ-15 представляет собой гибкую разомкнутую оболочку, наполняемую водой (до 15 т) и транспортируемую к месту пожара вертолётом с помощью тросовой подвески. После сброса воды данное устройство транспортируется обратно к месту водозабора. При этом лёгкая оболочка ВСУ, «работая» в режиме парашюта, вызывает сильное отклонение тросовой подвески назад в сторону горизонтального положения, что может представлять опасность попадания троса в задний рулевой винт вертолета. В данной работе анализируются условия, необходимые для безаварийной транспортировки ВСУ-15 после сброса воды.
Получены данные экспериментальных исследований статических аэродинамических характеристик Cx, Cy, mz водосливного устройства ВСУ-15 в диапазоне углов атаки 0-50 ° при двух значениях параметра рифления (соответствующих объёму натурной ёмкости 10 м3 и 12,5 м3 ) и без рифления (объём натурной ёмкости 15 м3 ). Эксперименты выполнены в аэродинамической трубе А-6 НИИ механики МГУ при скоростях воздушного потока V0 = 20 - 30 м/с и числах Рейнольдса (масштаб модели ВСУ – 1:4).