ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В рамках данного НИРа ведется разработка алгоритмов и методов обработки филологической информации для реализации общенаучных проектов по подготовке учебно-практических материалов для базы электронных образовательных ресурсов (ЭОР) филологической направленности. Работа ведется в русле двух основных направлений развития интерактивных технологий: а) разработка методов и средств каталогизации существенных параметров произведений филологической тематики и средств визуализации лингвистической и литературоведческой информации, в том числе с использованием методов корпусной лингвистики и б) разработка программ и методик по полуавтоматическому наполнению базы данных звучащей русской речи как типовой модели мультимедийной базы данных, используемой в обучении и научных исследованиях. Полученные разработки и сформулированные рекомендации проходят апробацию в учебном процессе филологического факультета МГУ.
Within the framework of this research, the development of algorithms and methods for processing philological information is being carried out and the preparation of educational and practical materials for the database of electronic educational resources (ESM) in philology is recommended for implementation. The work is carried out in line with two main areas of development of interactive technologies: a) the development of methods and means of visualizing linguistic and philological information, including using the methods of corpus linguistics, and b) the development of programs and techniques for the semi-automatic filling of the database of sounding Russian speech as reference model of hyper-media philological educational and research resource. The resulting developments are to be tested in the educational process of the philological faculty of Moscow State University.
Разработано специальное программное обеспечение (программа для ЭВМ) для наполнения многоцелевой базы данных в дистанционном режиме на базе оригинального программного обеспечения, разработанного на филологическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова (база данных при поддержке веб-сервера Apache версии 2.2.3. с использованием MySQL версии 5.5.28 и комплекс объектно-ориентированных программ на языке PHP версии 5.3.18). Программное обеспечение проходит экспериментальную апробацию в процессе реализации НИР V интернет-олимпиады по русской филологии, а также при формировании интерактивной базы данных звучащей русской речи в Интернете. Исследованы новые способы формирования лингвистических баз данных, в том числе звучащей речи, реализованные на основе облачных технологий. Разработаны новые методы и средства полуавтоматической лингвистической разметки корпусов текстов. Разработанные методы пройдут апробацию на материале корпуса русских сказок (под ред. Афанасьева) и корпуса произведений А.П.Чехова, по её результатам они будут внедрены в учебный процесс филологического факультета МГУ как обязательный компонент учебного плана подготовки в бакалавриате (компьютерная практика). Полученные результаты войдут составной частью в инновационные учебные курсы Компьютерные технологии в филологии (авторы Кедрова Г.Е., Потемкин С.Б., Компьютерная практика в бакалавриате по филологии (авторы Кедрова Г.Е., Потемкин С.Б., Редакционная деятельность как процесс. Получено 1 Свидетельство о регистрации программного обеспечения (№ 2015611362) и патент "Мультиязыковая Многоаспектная Фонетическая (ММФБД)" (№ 2018620658).
Участники НИР имеют более 250 публикаций по теме, ими подготовлены и размещены в интернете мультимедийные учебники и учебные материалы по фонетике русского языка и русской диалектологии (Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 2190), изданы коллективные монографии "Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов" (Академический проект "Альма матер" Москва, ISBN 978-5-8291-0991-2, 760 с.), "Междисциплинарность в исследовании речевой полиинформативности" (Языки славянской культуры Москва, ISBN 978-5-94457-224-0, 352 с.), монография Потапов В.В. "Динамика и статика речевого ритма. Сравнительное исследование на материале славянских и германских языков" (Едиториал УРСС Москва, ISBN 978-5-354-01522-1, 344 с.), подготовлены тематические модули в электронных учебниках "1С Репетитор Русский язык Сдаем ЕГЭ 2010-2013. Курс «1С: Репетитор»" (1С Москва, ISBN 978-5-9677-1828-1), зарегистрировано программное обеспечение для создания и модификации аннотированных лингвистических (речевых) баз данных, интегрированных в облачные хранилища данных (№ 2016614153), БД Аннотированная база данных русской эмоционально окрашенной речи (№ 2014621438), Программа-конвертер иерархических баз данных в реляционные интегрированные речевые базы данных (№ 2015611362).
Разработано специальное программное обеспечение (программа для ЭВМ) для наполнения многоцелевой базы данных в дистанционном режиме на базе оригинального программного обеспечения, разработанного на филологическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова (база данных при поддержке веб-сервера Apache версии 2.2.3. с использованием MySQL версии 5.5.28 и комплекс объектно-ориентированных программ на языке PHP версии 5.3.18). Программное обеспечение апробировано в процессе реализации дистанционных филологических интернет-олимпиад, а также при формировании интерактивной базы данных звучащей русской речи в Интернете. Исследованы новые способы формирования лингвистических баз данных, в том числе звучащей речи, реализованные на основе облачных технологий. Разработаны новые методы и средства полуавтоматической лингвистической разметки корпусов текстов. Разработанные методы пройдут апробацию на материале корпуса русских сказок (под ред. Афанасьева) и корпуса произведений А.П.Чехова, по результатам апробации они будут внедрены в учебный процесс филологического факультета МГУ как обязательный компонент учебного плана подготовки в бакалавриате (программа учебно-научной компьютерной практики. По результатам выполнения проекта разработаны инновационные учебные курсы Компьютерные технологии в филологии (авторы Кедрова Г.Е., Потемкин С.Б.), Компьютерная практика в бакалавриате по филологии (авторы Кедрова Г.Е., Потемкин С.Б., Редакционная деятельность как процесс (Егоров А.М.). Подготовлены и изданы: учебник "Информатика для гуманитариев: учебник и практикум для академического бакалавриата" (Издательство Юрайт М, ISBN 978-5-534-01031-2, 439 с.), "Информатика для гуманитарных специальностей: учебник и практикум для СПО" (Издательство Юрайт Москва, ISBN 978-5-534-10244-4, 450 с.), учебное пособие "Редакционно-издательская деятельность. Начальный этап: Учебное пособие для слушателей курса повышения квалификации" (Издательство Московского университета Москва, ISBN 978-5-19-011299-3, 160 с.), коллективные монографии "Отечественные лингвисты XX века: коллективная монография/справочник" (Языки славянской культуры Москва, ISBN 978-5-9908330-3-6, 808 с.), "Речевая коммуникация в информационном пространстве" (ЛЕНАНД Москва, ISBN 978-5-9710-3940-2, 112 с.). Получены: Свидетельство о регистрации программного обеспечения (№ 2015611362) и патент № 2018620658 на БД "Мультиязыковая Многоаспектная Фонетическая БД (ММФБД)".
МГУ имени М.В.Ломоносова | Координатор |
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
4 | 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. | Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии |
Результаты этапа: | ||
5 | 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. | Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии |
Результаты этапа: Продолжена подготовка учебно-практических материалов для базы электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии. Разработано специальное программное обеспечение (программа для ЭВМ) для реализации компьютерной интерактивной базы данных звучащей русской речи в Интернете, обеспечивающее основные формы сетевого взаимодействия на базе Wiki-технологии. Результаты работы нашли отражение в 3-х статьях в научных журналах (в том числе 1 журнал из списка ВАК), 3-х статьях в научных сборниках (в том числе 1 публикация в SCOPUS), были представлены в докладах на российских и международных конференциях (4 доклада), по теме опубликованы 2 тезисов. | ||
6 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии |
Результаты этапа: | ||
7 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии |
Результаты этапа: | ||
8 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии |
Результаты этапа: Продолжено изучение принципов эффективного взаимодействия научной и практической информации, накопленной в языкознании, и возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями, с целью автоматизации процессов введения этой информации в образовательное интернет-пространство. Проведено исследование способов снятия неоднозначности слов для разработки алгоритмов автоматической обработки и загрузки в Интернет текстового материала. Были изучены возможности компьютерной обработки текстовых и мультимодальных информационных ресурсов по разным областям языкознания: диахронической лингвистике, сопоставительным аспектам временной семантики и временной хронологии в разных языках, актуальным особенностям функционирования русского языка в мультиязычном и мультикультурном пространстве, особенностям функционирования других национальных языков в информационном Интернет-пространстве (в частности, англоязычного научного дискурса и «денглиша», перспективам развития социально-сетевой дискурсологии и др.). Изучены возможности речевых баз данных как важной части мультимодальных корпусов в Интернете. Практичесие результаты проделанной работы нашли выражение в программе спецкурса «Интернет-технологии для гуманитариев (от html до mysql)», обновленного с учетом требований системы специального профессионального образования (СПО) учебника «ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ. Учебник и практикум для СПО» (под ред. Кедровой Г.Е. Серия: Профессиональное образование место издания Издательство Юрайт Москва, ISBN 978-5-534-10244-4, 439 с.). Тестовый вариант речевой базы данных БД "Мультиязыковая Многоаспектная Фонетическая (ММФБД)" прошел апробацию в учебном процессе, на изобретение получен патент: БД "Мультиязыковая Многоаспектная Фонетическая (ММФБД)"Авторы: Кедрова Г.Е., Крейчи С.А., Потемкин С.Б., Фролова О.Е.#2018620658, 3 мая. Исполнителями НИР опубликовано 16 публикаций, из них 1 статья в SCOPUS, 12 ВАК/РИНЦ, 3 статьи в сборнике, вышло 2 учебника и 1 учебное пособие, запатентована учебная база данных Мультиязыковая Многоаспектная Фонетическая (ММФБД), по основным результатам работы сделано 5 докладов. | ||
9 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии |
Результаты этапа: Разработка темы «Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии» велась в 2019 году достаточно интенсивно и затронула многие актуальные теоретические и прикладные аспекты филологической науки. Исполнители работ по теме изучили большой объём новой актуальной информации по всем разрабатываемым направлениям и провели ряд оригинальных исследований в рамках нескольких пилотных подпроектов. В результате проделанной работы в рамках направления исследований по анализу общих вопросов теории и практики систематизации и каталогизирования информации для индексации современных мультиязычных полимодальных электронных образовательных ресурсов было продолжено изучение новых результатов актуальных мировых достижений, имеющих непосредственное отношение к прикладным филологическим проблемам, в первую очередь, в области речевых и мультимодальных технологий, мультиязычного социально-сетевого дискурса, автоматического (машинного) перевода, мультиязыковых параллельных корпусов, массового онлайнового открытого дистанционного и гибридного обучения и соответствующих программных средств. Рассмотрены новые технологические решения для формирования электронных образовательных ресурсов в области лингвистики и лингводидактики, которые используются в программах автоматического аннотирования и индексации информации, мультиязыкового автоматического перевода, в современных системах дистанционного обучения, в том числе в массовых открытых образовательных курсов. Исполнителями НИР опубликовано 20 статей, из них 2 статьи в изданиях из базы данных WoS и SCOPUS, 1 статьи в журнале базы данных RSCI, по основным результатам работы сделано 10 докладов и сообщений на международных научных форумах. Практическая апробация прикладных результатов выполнения этапа прошла в учебном процессе филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова в курсах «Компьютерные технологии в филологии» и «Компьютерная практика». | ||
10 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии |
Результаты этапа: Разработка темы «Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии» велась в 2020 году достаточно интенсивно и затронула многие актуальные теоретические и прикладные аспекты филологической науки. Исполнители работ по теме изучили большой объём новой актуальной информации по всем разрабатываемым направлениям и провели ряд оригинальных исследований в рамках нескольких пилотных подпроектов. В ходе выполнения работ был сделан специальный акцент на осмысление последствий дигитализации информации мультимедийного и мультиязыкового типа для их размещения в глобальном сетевом пространстве, их воздействия на психику человека, рассмотрены возможные угрозы психическому здоровью детей и молодежи. В результате проделанной работы в рамках направления исследований по анализу общих вопросов теории и практики систематизации и каталогизирования информации для индексации современных мультиязычных полимодальных электронных образовательных ресурсов было продолжено изучение новых результатов актуальных мировых достижений, имеющих непосредственное отношение к прикладным филологическим проблемам, в первую очередь, в области речевых и мультимодальных технологий, мультиязычного социально-сетевого дискурса, автоматического (машинного) перевода, мультиязыковых параллельных корпусов, массового онлайнового открытого дистанционного и гибридного обучения и соответствующих программных средств. Рассмотрены новые технологические решения для формирования электронных образовательных ресурсов в области лингвистики и лингводидактики, которые используются в программах автоматического аннотирования и индексации информации, мультиязыкового автоматического перевода, в современных системах дистанционного обучения, в том числе в массовых открытых образовательных курсов (MOOC). Исполнителями НИР в 2020 г. опубликовано 11 статей, из них 2 статьи в изданиях из базы данных WoS и SCOPUS, 7 статьи в журналах базы данных РИНЦ и RSCI, 3 монографии и 2 учебных пособия. По основным результатам работы сделано 7 докладов и сообщений на международных научных форумах. | ||
11 | 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. | Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии |
Результаты этапа: В результате проделанной работы в рамках направления исследований по анализу общих вопросов теории и практики систематизации и каталогизирования информации для индексации современных мультиязычных полимодальных электронных образовательных ресурсов было продолжено изучение новых результатов актуальных мировых достижений, имеющих непосредственное отношение к прикладным филологическим проблемам, в первую очередь, в области речевых и мультимодальных технологий, мультиязычного социально-сетевого дискурса, автоматической обработки дигитализированной информации и (машинного) перевода, мультиязыковых параллельных корпусов, массового онлайнового открытого дистанционного и гибридного обучения и соответствующих программных средств. Рассмотрены новые технологические решения для формирования электронных образовательных ресурсов в области лингвистики и лингводидактики, которые используются в программах автоматического аннотирования и индексации информации, мультиязыкового автоматического перевода, в современных системах дистанционного обучения, в том числе в массовых открытых образовательных курсов. В ходе выполнения работ был сделан специальный акцент на осмысление последствий дигитализации информации мультимедийного и мультиязыкового типа при ее размещении в глобальном сетевом пространстве, ее воздействия на психику человека, рассмотрены возможные угрозы психическому здоровью детей и молодежи. Начат сбор материалов для включение в интерактивное онлайновое учебное пособие по гуманитарной информатике. Исполнителями НИР в 2021 г. опубликовано 11 статей в научных журналах и научных сборниках, из них 3 статьи в изданиях из базы данных WoS и SCOPUS, 3 статьи в журналах ВАК и журналах из базы данных РИНЦ, 1 монография и 1 учебник, а также 8 тезисов докладов на международных научных конференциях. По основным результатам работы сделано 16 докладов и сообщений на международных научных форумах: (8 конференций и 2 конгресса: VII Конгресс РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России». Екатеринбург: 7-8 октября 2021 г.; Международная Конференция (Конгресс): Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности. Москва: 11-13 ноября 2021 г. Практическая апробация прикладных результатов выполнения этапа прошла в учебном процессе филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в курсах «Компьютерные технологии в филологии» и «Компьютерная практика». | ||
12 | 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. | Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии |
Результаты этапа: Продолжено изучение информационного Интернет-пространства как особой информационной среды, которая включает семиотический, семантический, эмоциогенный, валеологический и др. аспекты. Рассмотрены трансформации языкового поведения пользователей социальных сетей в мультикультурных полиэтнических мультиязыковых сообществах. Для понимание текущих и будущих проблем инновационного формирования ЭОР на базе социальных сетей подробно изучалась сфера «меметики», включающая различные тематические структурно-системные и семантические особенности феномена «мем» и «мем-коммуникация». Особое внимание уделено исследованию концепта токсичность, рассмотрен феномен нехимической зависимости (аддикции) интернет-пользователей, в связи с чем вводится понятие цифрового квазитекста, содержащего преобразованную сетевую информацию с элементами эмоциогенности и токсичности. Новым направлением изучения прикладных возможностей образовательных Интернет-ресурсов в 2022 году стала сфера нового компьютерного перевода на основе мультиязычных корпусных ресурсов. | ||
13 | 2 января 2023 г.-29 декабря 2023 г. | Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии |
Результаты этапа: Результаты работ этапа 2023 года изложены в 7 статьях в сборниках, 8 статьях в журналах, в том числе 1 статья в журнале, индексируемом в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), 2 статьи в журналах, индексируемом в базе данных Scopus, 5 статьей в журналах, индексируемых в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования (список ВАК, Российский индекс научного цитирования и др.). Сделано 11 докладов на Всероссийских и Международных конференциях и Конгрессах. Подготовлена и глава в опубликованной в 2023 году коллективной монографии «Портрет говорящего XXI века», с учетом результатов проведенных в текущем году исследований особенностей цифровизации в гуманитарных науках подготовлено 3-е издание, расширенное и дополненное, учебника «Информатика для гуманитариев: учебник и практикум для среднего профессионального образования». Таким образом, можно отметить, что разработка темы «Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии» велась в 2023 году достаточно интенсивно и затронула многие актуальные теоретические и прикладные аспекты филологической науки в эпоху цифровизации. Исполнители работ по теме изучили большой объём новой актуальной информации по всем разрабатываемым направлениям и провели ряд оригинальных исследований в рамках нескольких пилотных подпроектов. | ||
14 | 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. | Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".