Философия и история психологииНИР

Philosophy and history of psychology

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Философия и история психологии
Результаты этапа: Рассмотрена связь возрастных кризисов с изменением отношения человека к проблеме смерти. Специальное внимание уделено кризису среднего возраста и кризису 50-55 лет, в которых осознание проблемы конечности жизни является центральным для возможности перехода к духовным уровням самосознания личности (проф. Б.С. Братусь). Проведено историко-теоретическое исследование направлений и результатов психологической науки и практики в годы Великой отечественной войны (1941-1945); выявлено влияние достижений психологической науки военных лет на ее последующее развитие. Проанализированы идеи объективной психологии И.М. Сеченова в их соотношении с дальнейшим развитием отечественной и зарубежной психологии. Представлено целостное изложение методологических принципов психологии в трудах С.Л. Рубинштейна в их эволюции и в значении для разрешения трудностей в современной методологии психологии. В контексте философско-психологических проблем образования произведен анализ опыта по обучению слепоглухонемых студентов на факультете психологии в 1970-х гг. В русле проблемы научных школ культурно-деятельностного подхода рассмотрено содержание теории и практики развивающего обучения В.В. Давыдова, раскрыт вклад творчества В.В. Давыдова в общепсихологическую теорию деятельности (проф. А.Н. Ждан). Проведен историко-теоретический анализ механизмов развития психики проводился по следующим темам: 1) сравнительно-психологические исследования высших социо-когнитивных способностей человекообразных обезьян, сравнительный анализ методологических оснований современных сравнительно-психологических исследований группы М. Томаселло и ранних работ школы А.Н. Леонтьева (ст.н.с. Е.Ю. Федорович, доцент Е.Е. Соколова); 2) поведение животных в ситуациях «новизны» как функции их деятельности; 3) изучение невербальной коммуникации между людьми и животными и связанных с её особенностями процессов атрибуции антропоморфных характеристик животным; 4) роль животных-домашних питомцев в регуляции функционирования семейных систем (ст.н.с. Е.Ю. Федорович, техник И.П. Семёнова, инженер А.Р. Хохлова). Продолжены исследования роли устойчивых механизмов личностной регуляции, определяющих стратегии решения наблюдателями пороговой сенсорной задачи, а также специфики формирования сенсорного пространства в процессе тренировки. Обнаружено и описано влияние механизмов индивидуальной саморегуляции на показатели эффективности решения сенсорной задачи. Проведен качественный анализ индивидуальных способов различения сигналов, используемых наблюдателями в качестве средств решения сенсорной задачи. Соотнесены особенности личностной саморегуляции с результатами количественных показателей различения (время реакции, сенсорная чувствительность) (ст.н.с. С.А. Емельянова). Проанализировано содержание категории субъективного в философско-психологических взглядах С.Кьеркегора. Рассмотрено решение одной из главных проблем психологии - соотношения внешнего и внутреннего - в работах С.Кьеркегора. Выделены основные критерии отличий субъективного и объективного мышления по Кьеркегору. Продолжено изучение содержания и развития категории "заботы о себе" в творчестве Кьеркегора. Продолжена разработка проблемы здоровья человека как системного образования в русле идей и принципов культурно-деятельностного подхода. Предпринят социокультурный анализ кризисных явлений в отечественной и, в частности, в общей психологии, прослежена связь этих явлений с основными тенденциями и логикой развития западной психологической науки (доцент М.Г. Чеснокова). Предложена возможность позитивного рассмотрения нашего времени в связи с концепцией «конца исторического сознания». Изданы две части авторского лекционного курса по истории психологии. Дано историко-психологическое рассмотрение понимания человека в гомеровском эпосе. Рассмотрены некоторые возможности разработки христианской психологии как научного направления. Изучены истоки экзистенциально-психологичской мысли в 18 в. (Ф.Г. Якоби) и 19 в. (С. Кьеркегор) (доцент А.В. Лызлов). Продолжены исследования субъективного образа трудной жизненной ситуации и совладания с ней. По результатам адаптации методики «Опросник способов копинга» С. Фолкман и Р. Лазаруса издано методическое пособие. Разработана и внедряется психологическая модель, иллюстрирующая процесс переживания ситуации, которая воспринимается субъектом как безвыходная, а также совладания с ней (n=736). Проведен анализ проблемы типов отношения к успеху и неудаче в контексте преодоления трудных жизненных ситуаций (доцент Е.В. Битюцкая). Осуществлен историко-психологический анализ понятия «функциональный орган» в физиологии и психологии и показана значимость авторского определения психики как функционального органа именно деятельности, а не мозга или души. Проведен сравнительный анализ постмодернистски ориентированной педагогики, с одной стороны, и педагогики, строящейся на принципах культурно-деятельностной психологии, с другой. Формирование последнего предполагает построение умения диалектически разрешать противоречия, что необходимо как в теоретической, так и в практической работе психолога (доцент Е.Е. Соколова). Исследована проблема «внутреннего ребенка» в жизни взрослого человека. Рассмотрено влияние психологических особенностей «внутреннего ребенка» на становление самооценки и уровня притязаний взрослого человека. Проведен сравнительный анализ состояний депрессии, уныния, гордости с научнопсихологической и теологической точек зрения (инженер Н.В. Инина).

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".