ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
• Научная новизна и теоретическая значимость. - Выделены причины результативности дискуссии (причины завершения дискуссии формулировкой единого мнения или взаимоприемлемого решения спорного вопроса), которые заключаются в грамотном прохождении участниками дискуссии всех этапов критической дискуссии и удержании определенной последовательности данных этапов. - Выделены причины убедительности аргументации (убедительно – неубедительно), которые связаны с содержанием аргументации (логической правильностью аргументации, образностью лексики), и причины уровня убедительности аргументации (более убедительно – менее убедительно), связанные с личностными особенностями оратора (компетентностью оратора в данном вопросе, убежденностью оратора в своих словах). 1. Впервые при экспериментальном изучении аргументации была осуществлена попытка развести влияния содержания аргументации и личностных особенностей оратора на убедительность аргументации. Такая экспериментальная схема позволила показать первостепенное значение содержания сообщения и выделить наиболее важные личностные особенности оратора при попытке убедить оппонента в своей точке зрения. 2. Впервые при теоретическом анализе дискуссии использован комплексный подход, т.е. дискуссия рассматривается одновременно с точки зрения логики и психологии. Для логики дискуссия есть нормативная интеллектуальная деятельность, которая имеет определенную структуру и этапы протекания. Для психологии дискуссия есть ситуация общения, включающая в себя коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Объединение логической и психологической линий исследования происходит на уровне описания умения вести дискуссию. 3. Впервые подробно описаны логический и психологический компоненты умения вести дискуссию. Логический компонент представляет собой логические умения, связанные с прохождением этапов идеальной критической дискуссии. Психологический компонент включает в себя психологические умения, связанные с повышением убедительности речи и взаимодействием участников обсуждения. Психологические умения влияют на эффективность прохождения этапов обсуждения и удержание определенной последовательности этапов. 4. Впервые предложены содержательные критерии для диагностики логического и психологического компонентов умения вести дискуссию. Данные критерии позволяют провести качественный анализ особенностей ведения дискуссии, а также помогают количественно оценить уровень сформированности умения вести дискуссию. 5. Впервые использован деятельностный подход при формировании умения вести дискуссию. Разрабатывается ориентировочная основа деятельности по ведению дискуссии III типа, которая включат в себя информацию об объективном составе деятельности (мотив деятельности – последовательность действий – цели действий – операции для выполнения действий) и условиях успешного выполнения данной деятельности (приемы убеждающей речи и приемы конструктивного взаимодействия). 6. Впервые метод поэтапно-планомерного формирования умственных действий сочетается с групповой тренинговой формой занятий. В рамках тренинга с помощью специально разработанных активных заданий и упражнений происходит отработка ориентировочной основы деятельности по ведению дискуссии сначала с опорой на учебные карты, а затем без них. • Практическое применение. - Выделенные факторы убедительности аргументации позволяют сформулировать практические рекомендации для публичных людей, выступающих перед аудиторией с целью убедить аудиторию в своей точке зрения. - Разработанную методику диагностики умения вести дискуссию можно использовать в различных практических сферах (например, политике, юриспруденции, производственной деятельности), где стоит задача проанализировать особенности ведения дискуссий с точки зрения логической и психологической грамотности. - Разработанную методику формирования умения вести дискуссию можно использовать в школьном и вузовском обучении для повышения культуры мышления, а также при обучении людей разных профессий (например, политиков, юристов, бизнесменов, научных работников), для которых важно умение грамотно обосновывать свою точку зрения и вести дискуссию.