ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
С позиций деятельностного и логико-научного подходов обобщены и систематизированы исследования в области психологии межличностного познания (МП). На основе анализа характеристик многих феноменов МП: стереотипов, эталонов, имплицитных теорий личности, познавательных эвристик, атрибуций и некоторых других, понимание человека человеком рассматривается как деятельность, имеющая определенную структуру и свойства, обусловленные особенностями психики человека и условиями его жизни. В результате теоретического анализа научных данных и собственных исследований автора проанализированы ошибки МП. Показано, что они возникают тогда, когда человек использует неадекватные критерии оценки, ориентируется на недостаточное количество существенных признаков, когда информация о человеке обобщается им по несущественным признакам, во внимание не принимаются конкретные факторы, влияющие на менталитет, состояние и поведение человека, когда в ситуации неопределенности используются категорические суждения, а единственной мерой оценивания другого человека служит образ «Я» и прочее. На этой основе сформулированы основные принципы МП, опора на которые повышает эффективность познания человека человеком, и созданы методики диагностики и совершенствования стратегий МП. В эмпирических исследованиях и ряде формирующих экспериментов, проведенных как самим автором, так и руководимыми им аспирантами, соискателями и дипломниками, на материале учителей, родителей и школьников, показано, что рефлексивная организация познавательной деятельности, направленной на оценку личностных свойств другого человека и основанной на принципах МП, позволяет выявлять и устранять как ошибочные представления о людях, так и неэффективные способы их познания у разных категорий людей. Внедрение теоретических положений и экспериментальных разработок автора в практику психологической службы подтверждает, что данное направление исследований открывает новые возможности в изучении природы, генеза и формирования МП и позволяет решать важные научно-практические задачи, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения.