ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Проблемы низкой рождаемости, семьи, материнства и детства все чаще становятся предметом дискуссий в правительственных кругах, на телевидении и в прессе. Острота демографической ситуации в стране заставила приступить к разработке конкретных программ, направленных на устранение убыли населения России. «Повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений,…пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей» возведены в ранг приоритетных задач государства. Современное состояние института семьи характеризуется резким снижением значимости семейного образа жизни в общественном мнении, падением уровня брачности и рождаемости, ростом сожительств и разводов, ослаблением социального и воспитательного потенциала семьи. Как свидетельствует целый ряд социологических исследований , многие из наблюдающихся в настоящее время кризисных процессов в семье являются продолжением тенденций, образовавшихся в те годы, когда семья как уникальный посредник между личностью и обществом стала объектом для идеологических экспериментов. В связи с этим изучение характера и особенностей развития семьи как социального института и малой группы в контексте социально-политических и экономических изменений, имевших место в истории России и происходящих сейчас, представляют особый интерес. Фольклорные произведения, в частности частушки, выбранные в качестве источника информации в данной работе, являются удобным материалом для социологического анализа, т.к. обеспечивают социологов дополнительными данными, отсутствующими в статистике или представленными лишь фрагментарно в других источниках. Как и другие формы массовой народной культуры, частушка создается и существует вне целей любого исследования, что значительно уменьшает при анализе деформацию данных. В этом «первоисточнике народной души» отражается динамика брачно-семейных процессов и регулирующих социокультурных норм, что особенно значимо для социологического изучения трансформации института семьи в России. Задача исследования динамики семьи в контексте социальной политики и ключевых общественных событий определяет подход к выбору конкретных источников-носителей частушек. Массив текстов должен обеспечивать репрезентативность, включать достаточное количество документов, отражающих все этапы жизненного цикла семьи. В соответствии с историко-социологическим характером исследования необходимо, чтобы частушки были «привязаны» к конкретному периоду их создания. Вышеуказанным критериям отвечают, в полной мере, следующие источники: «Сборник деревенских частушек», «Частушки в записях советского времени», «Частушка», «Русская частушка», «Заветные частушки из собрания А.Д. Волкова», материалы программы «Печки-лавочки!» Костромской гостелерадиокомпании, материалы программы «Эх, Семеновна!» телеканала ОРТ, частушки с сайта www.chastushki.ru . В целом, генеральная совокупность составила 27016 частушек собранных в различных областях России , что свидетельствует о репрезентативности материала. Среди социологических исследований, использовавших фольклор как материал анализа, следует отметить работы А.В. Дмитриева «Социология юмора», «Социология политического юмора»; В.И. Верховина «Модели экономического поведения и их вербализация в русском фольклоре», «Опыт интерпретации монетарных стереотипов в русском фольклоре» . Однако перечисленные работы затрагивают семейную проблематику фрагментарно, в них не выясняются истинные причины происходящих с семьей и браком изменений. В целом необходимо признать, что до настоящего времени исследование частушек в интересах и с позиций глубокого фамилистического анализа практически не проводилось. Ближе всего к нашему исследованию по содержанию и подходу к методам стоят работы О.Л. Лебедь «О чем расскажет частушка» и «Социологический портрет современной семьи» . Изучению проблем семьи и семейных отношений на базе обработки фольклора также посвящено исследование А.П. Щербаковой . Вместе с тем социологи еще недостаточно, особенно с позиций фамилистики, используют в исследовательской работе фольклорный материал. В связи с этим частушка представляет особый интерес для социолога. В ней присутствует острота восприятия действительности, критический подход к оценке общественных явлений, прослеживается связь времен и преемственность семейных поколений. В четырех строках частушки спрессованы сведения, способные конкурировать по своей объективности с официальными статистическими отчетами. Цель исследования: на основе анализа текстов частушек показать тенденции изменений института семьи, динамики норм и ценностей брачно-семейного поведения в России с конца XIX века до настоящего времени. Задачи исследования: - определить специфику частушки как фольклорного жанра не зависящего от идеологии и официальных взглядов; - оценить валидность использования этой фольклорной формы для социологического исследованиях брачно-семейных норм и ценностей; - показать в рамках фамилистического подхода особенности работы с фольклорным материалом как источником информации о семье и брачно-семейных отношениях; - проанализировать основные тенденции институциональных изменений семьи, норм и ценностей брачно-семейных отношений; - раскрыть на материале устного народного творчества магистральные изменения внутрисемейных взаимодействий супругов, родителей и детей, братьев и сестер; - выявить степень и характер влияния социально-экономических и политических процессов в России на социальные стереотипы и брачно-семейное поведение. Объект исследования - российская семья как социальный институт в период с конца XIX века до настоящего времени. Предмет исследования - изменения социокультурных норм и ценностей, регулирующих отношения внутри семьи, а также между семьей и обществом, зафиксированные в частушках. Научная новизна диссертационной работы состоит в выборе специфического объекта для социологического анализа, а именно малой формы народного творчества – частушки. В диссертации подтверждена способность частушки как продукта массовой народной культуры с достаточной степенью надежности отражать действительность, давать дополнительную информацию не только о фамилистических ценностях, но и о той части общественного мнения, которая выражает подлинное отношение масс к социальным изменениям. В диссертации в комплексе применяются различных методы исследования (количественный, качественный, сравнительно-исторический), с их помощью изучаются обыденные (фольклорные) интерпретации семейных норм и ценностей прошлого и настоящего. В работе обосновано применение междисциплинарного подхода и используются отдельные достижения филологии, истории и психологии для социолого-фамилистического анализа частушек. В диссертации выявлены на основе анализа фольклорного материала основные тенденции изменения норм и ценностей брачно-семейных отношений в России на протяжении более чем столетия (конец XIX - начало XXI века). Проанализированы характер и степень влияния социально-экономических и политических процессов на брачно-семейное поведение в России конца XIX – начала XXI века. Исследование показало, что социологический анализ произведений фольклора, особенно малых форм народного творчества (частушка, анекдот, пословица) позволяет выявить их тесную связь с исторической эпохой, оперативность реагирования на злобу дня. В работе подтверждается возможность использования фольклора в качестве не зависящего от исследователя источника информации о событиях и явлениях жизни, менее всего подверженного влиянию официальных взглядов и норм, т.е. в научный оборот введен новый источник информации. Частотный анализ текстов частушек как тезауруса социокультурных норм и санкций позволяет определить наиболее конфликтные зоны семейных взаимоотношений и показать кризисный характер изменений брачно-семейных ролей. Социологический анализ частушек показал, что в первой трети XX в. в массовом сознании приоритет частной сферы жизни по отношению к внесемейным сферам начинает ослабевать, такие блага, как семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость, доминирование авторитета родителей, постепенно становятся менее устойчивыми, начинают формироваться иные ценности - индивидуализм, независимость, личные достижения. Изучение тематики частушек позволило сделать вывод, что во второй половине XX в. в России активно продолжается процесс ослабления значимости брачно-семейных отношений: потребность в семье и браке снижается, брак перестает быть пожизненным и легитимным, происходит полное отмирание многодетности как социально значимого феномена; на фоне сохраняющихся отголосков старых, отмирающих социокультурных норм, идет формирование новых норм малодетного образа жизни. Исследование частушек показало, что в конце XX столетия в обществе внесемейные ценности приобретают доминирующую роль, семья перестает эффективно выполнять свои функции по рождению и воспитанию детей; разводы, неполные семьи и матери одиночки становятся обыденной моделью поведения; не возникает новых социальных норм и стимулов к вступлению в брак, к его укреплению, к обзаведению несколькими детьми, система семьецентризма уступает место системе эгоцентризма. Несмотря на вышесказанное в современном фольклоре все же продолжают прослеживаться отголоски старых, отмирающих, но дающих надежду на выживание института семьи социокультурных норм, которые необходимо укреплять с помощью совместных усилий государства и общества. Бесспорно, что «решение демографической проблемы, преодоление депопуляционных тенденций не под силу только одному государству, даже когда оно осознает всю гибельность для себя этого кризиса». В последнее время сделаны первые шаги к осмыслению и конструктивному изменению сложившейся демографической ситуации. К данной проблеме обращаются власти, она широко освящается СМИ. Однако, как политики, так и средства массовой информации явно преувеличивают роль снижения смертности в исправлении сложившейся демографической ситуации. Бесспорно, бороться за повышение продолжительности жизни необходимо, но никакое снижение смертности в России не остановит депопуляцию (за счет снижения смертности «выход из состояния депопуляции возможен только при массовом бессмертии» ). Решение проблемы с помощью привлечения большого количества мигрантов тоже не лучший выход - сохраняя, таким образом, численность населения страны, мы получаем другую, чужую Россию. Стало быть, остается только рождаемость. Немало внимания в программах и концепциях демографического развития России уделяется экономическим способам её стимулирования. Материальная поддержка семьи с детьми, безусловно, важна, но в основе действенной семейно-демографической политики должен лежать принцип возрождения, реставрации семейных ценностей. Для эффективной борьбы с депопуляцией необходима политика повышения авторитетности семейного образа жизни, престижа средне- и многодетности, и, как уже говорилось выше, важно, чтобы общественное мнение поддерживало политику государства, успех которого в деле преодоления депопуляции полностью зависит от степени вовлеченности всего общества в одно общее дело – спасение страны от демографической катастрофы.