Описание:Предметные олимпиады школьников являются на сегодняшний день одной из самых широко распространенных форм внеклассной и внешкольной работы со школьниками, одним из видов дополнительного образования. Несмотря на то, что химическая олимпиада является общероссийским мероприятием, педагогическая общественность не имеет полного и четкого представления о том, что это такое, какова система химических олимпиад в России, каковы функции олимпиад, какие требования предъявляются к участникам олимпиад, как можно готовить и готовиться к олимпиадам. Под словом «олимпиада» сейчас понимается масса мероприятий, имеющих разные цели. Олимпиада, как школьный праздник знаний (предметная неделя или марафон знаний), олимпиада, проводимая тем или иным вузом для абитуриентов (Ломоносов, Покори Воробьевы горы), олимпиада, как интеллектуальное соревнование школьников из разных регионов нашей страны (Всероссийская олимпиада школьников, Московская и Санкт-Петербургская городские олимпиады). В последние годы, когда эксперимент по введению ЕГЭ охватывает все большее число регионов, а его результаты засчитываются все большим числом вузов, актуальным становится вопрос об альтернативных формах поступления в вузы. Минобрнауки РФ в качестве такой альтернативы рассматривает олимпиады школьников и творческие конкурсы. Существенно, что кроме победителей заключительного этапа Всероссийских олимпиад льготы при поступлении имеют также победители третьего и четвертного этапов. Это, несомненно, дает возможность вузам получить «свой» контингент студентов, ориентированных на научную деятельность. Разнообразие олимпиад обусловлено в первую очередь тем, чтобы дать возможность интересующимся наукой школьникам продолжить свое обучение в вузе. Проблема, с которой мы постоянно сталкиваемся, заключается в том, что педагоги и школьники часто путают различные олимпиады и творческие конкурсы. Многообразие последних привело к тому, что было решено систематизировать эти формы работы со школьниками. Эта работа активно проводится Российским союзом ректоров.
Подготовка школьника к олимпиаде начинается с подготовки учителя-наставника. Пытливый школьник, нацеленный на участие в олимпиадах и творческих конкурсах, имеет колоссальный потенциал, но проявить его он сможет благодаря наличию рядом человека, которому он доверяет и к которому он обращается за помощью.
Актуальным представляется показать химическое олимпиадное движение как педагогическую систему, нацеленную на развитие личности школьника и его учителя-наставника, раскрытие их способностей для достижения целей образования.
Цель курса – помочь учителю осознать целостность такого явления как химическое олимпиадное движение, осознать свое место в этой системе.
Для этого необходимо
• кратко показать исторический путь развития интеллектуальных форумов в России, показать современную систему олимпиад и творческих конкурсов,
• ознакомить слушателей данного курса с организационно-методическими принципами проведения олимпиад различного уровня,
• показать, каким содержанием наполнены олимпиадные задачи, показать, раскрыть, что собой представляет олимпиадная задача,
• разобрать наиболее трудные разделы химии, встречающиеся на олимпиадах и методические подходы по решению олимпиадных задач по этим разделам,
• выявить основные подходы к подготовке и к участию в химических олимпиадах наставников и школьников, обучить школьников правильной деятельности на олимпиадах.
Курс разбит на три блока.
Первые три лекции затрагивают историю олимпиадного движения, его цели и задачи, показывают современную систему химических олимпиад и творческих конкурсов, методику организации олимпиад различного уровня, содержательный аспект олимпиад различного уровня.
Второй блок курса (лекции 4-6) посвящен методике решения олимпиадных задач по физической химии и на задачи со схемами превращения веществ.
Третий блок (лекции 7-8) включает методические подходы к выполнению экспериментальных задач и методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам на основе современных технологий в обучении химии.