ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Конфуцианство обычно определяют, прежде всего, как этическое учение. Но этика в нем, особенно на ранней стадии его развития соединялась с эстетикой. Различая добро и красоту, первые конфуцианцы всегда усматривали в их единстве одну из основ своей философии. Конфуций (VI-V в.в.) считал, что для нравственного человека моральное совершенство должно быть не менее приятным, чем самые сильные чувственные удовольствия. Но особенно ярко эстетический аспект нравственности представлен в учении Мэнцзы. У него добро и зло становятся буквально зримыми. В этом смысле наиболее значимы глаза. И не только глаза, но весь телесный облик человека Мэнцзы осмысливает как зрелище нравственности. Сущность цзюньцы, т.е. высоконравственного человека, не может не проявляться во всей его телесности: в лице, осанке и движениях. Будучи физически зримой, она и становится предметом чувственного удовольствия. Если еще учесть, что человечность и другие добродетели не совместимы у философа со стремлением к выгоде, то это переживание, возникающее от восприятия нравственных достоинств, неутилитарно, внерационально (поскольку аналогично вкусовому ощущению) и общезначимо, т.е. наделено основными признаками эстетической эмоции.