ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Основные вопросы дидактики (чему и как учить) были сформулированы 400 лет назад немецким педагогом Вольфгангом Ратке. С тех пор содержание образования обновлялось в соответствии с идеологически приемлемыми результатами научно-технического прогресса, а педагогические технологии совершенствовались по мере эволюции инструментария для работы с информацией и когнитивистики. Базовые дидактические принципы (природосообразность, последовательность, повторение, добровольность, понятность, направленность от частного к общему) варьировались в зависимости от официально декларируемых целей науки, образования, общественного уклада, экономической среды и бюрократических рамок. На рубеже тысячелетий законы развития общества кардинально изменились вследствие глобального объединения человеческого социума, экономики и информационных ресурсов: впервые в истории произошел демографический переход от гиперболического увеличения к уменьшению ежегодного прироста населения. Классические вопросы дидактики дополнились новыми: зачем, кого, когда, и где учить. В эпоху перемен своевременный прогноз ответов на новые вопросы дидактики может определять жизнеспособность образовательных проектов. Известно, что научно-технический прогресс и социально-экономические явления носят вероятностный характер и подчиняются законам волновых процессов. Согласно модели Й.Шумпетера, превращение научно-технических идей в фактор экономики проходит в 4 фазы, составляющих полувековую экономическую волну Н.Д.Кондратьева. Согласно исследованиям В.Д.Орехова, увеличение количества знаний в 2,5 раза коррелирует с нисходящей фазой волны Кондратьева. Результаты научно-технического прогресса востребуются хозяйственной практикой преимущественно на подъеме следующей волны конъюнктуры и становятся базисом для формирования самосознания нового поколения, а также социальных катаклизмов (революции, войны). Современная датировка волн Кондратьева указывает на то, что мировая экономика в 2015 году перейдет от рецессии к депрессии, оживится в 2027 году и достигнет технологической сингулярности в 2039 году. Анализ графика годового прироста населения мира с 1750 по 2100 гг. позволяет обнаружить периодическую потерю интереса к воспроизведению при переходе от экономического процветания к рецессии. Тенденции научно-технического прогресса позволяют ожидать, что главной проблемой дидактики в области содержания образования будет адаптация учебных программ к конвергенции нано-, био-, информационных и когнитивных технологий на фоне социальных потрясений и сопутствующей переподготовки разновозрастных кадров. В соответствии с феноменологическим принципом демографического императива, рост населения определяется потенциалом развития сознания, который закладывается до 12 лет и начинает реализоваться еще через 12 лет. Выявление ключевых факторов, влиявших на воспитание поколения, появившегося за четверть века до событий, подобных демографическому переходу, может оказаться продуктивным подходом для прогнозирования проблем будущего и поиска путей их преодоления. Теория формирования ценностей поколений жителей городов и среднего класса была предложена Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом в 1991 году. Корректировка периодов формирования поколений с учетом статистической погрешности позволяет обнаружить, что цикл смены поколений соответствует двум волнам Кондратьева. Таким образом, прогноз жизненных ценностей будущих поколений можно корректировать с учетом экономической и демографической ситуации. Можно ожидать, что главной проблемой дидактики в связи с представителями поколений 1943-1991 г.р. станет организация соответствующей их фенотипическим особенностям профессиональной переподготовки. ., получая представление о мире из закрытых соцсетевых групп и сформированных по индивидуальному запросу изданий медиаресурсов. Специфика публикаций посредством соцсетевых инструментов (фрагментарность формулировок и стимуляция информационного сёрфинга) позволяет прогнозировать проблемы дидактики для поколения 2015-2039 г.р.: поиск способов коррекции невежества, невнимательности, дизлексии и дисграфии с учетом необходимости компенсации сенсорных морфологических дефектов. Устойчивые тенденции увеличения количества общедоступной научно-технической информации и установления междисциплинарных связей позволяют прогнозировать методологический переход к сочетанию в педагогической практике классического дидактического принципа «от частного – к общему» и противоположного ему «от общих характеристик к частным примерам».