ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В секционном докладе отмечено, что вступление в эпоху информационных технологий изменило инструментарий научных исследований. Персональные компьютеры пришли на замену печатным машинкам, логарифмическим линейкам и арифмометрам, сканеры, принтеры и плоттеры одержали победу над калькой и "миллиметровкой", бумажные картотеки уступили место электронным базам данных. Совершенствование методов сбора, обработки, хранения, поиска, вывода и распространения данных привело к своевременному появлению аппаратного и программного обеспечения, позволившего адаптироваться к лавинообразному увеличению количества доступной информации на рубеже тысячелетий. Измерительная аппаратура стала компьютеризованной и специализировалась для прикладных задач, что негативно повлияло на эволюцию фундаментальных исследований в области естественнонаучных дисциплин, использующих эмпирический научный метод. Накопление файлов с данными научных экспериментов началось до появления утилитарных инструментов каталогизации, аннотирования и связывания информации из разнородных источников. Внедрение нового инструментария в практику далеких от информатики областей науки осуществлялось силами энтузиастов без экспертного анализа и централизованного планирования на фоне аврального выполнения текущих задач. По этой причине во многих научных группах сформировалось нерациональное переплетение способов "бумажного" и "электронного" ведения научного делопроизводства. Цифровые файлы с результатами экспериментов часто не включаются в организованную систему хранения информации, разобщаются по индивидуальным директориям сотрудников и мобильным носителям. Существование файлов иногда скоропостижно заканчивается после изготовления распечатанных "парадных" таблиц, диаграмм, графиков и пр., которые вклеиваются в персональный бумажный лабораторный журнал для предъявления руководству и коллективу. Данные, не требуемые для подтверждения заявленных ожидаемых результатов, игнорируются и в дальнейшем не используются для получения новых знаний. При коллективном обсуждении данные воспроизводятся докладчиком на доске вручную или демонстрируются в линейной презентации PowerPoint, что не дает возможность оперативно фиксировать замечания аудитории и эффективно использовать их для корректирования дальнейшей работы. После публикации статей и завершения грантов файлы с исходными материалами теряются, уничтожаются или бессистемно архивируются. При необходимости повторного использования данных в научных или образовательных целях приходится прибегать к оцифровке графиков или оптическому распознаванию табличных данных из репринтов публикаций. Многие научные руководители старшего поколения привыкли к ограниченному применению информационных технологий и не подозревают о возможности расширения применения их функциональных возможностей. Необходимость адаптировать работу к новому аппаратному окружению и осваивать средства информационных технологий во время экспоненциальной фазы их эволюции на десятилетие отвлекла внимание практикующих ученых от когнитивных и эпистемических технологий. Когнитивные технологии ориентированы на получение, обработку, хранение и использование знания, а эпистемические технологии позволяют при помощи средств информационных сетей организовать коллективное мышление и направить его на получение нового знания.