ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса целесообразно разрабатывать и применять с учетом информационно-технологических предпочтений поколений учащихся [1]. High-tech подход к первичному преподнесению учебных материалов минимизирует общение учащихся с преподавателями [2] посредством организации односторонней передачи специальной информации многочисленным учащимся и автоматизации самостоятельного продвижения по учебной траектории согласно результатам мониторинга активности и контрольных тестов. В первых системах с high-tech формой дистанционного обучения общение учащихся между собой, а также с преподавателями и фасилитаторами ограничивалось обменом сообщениями электронной почты, мессенджеров (чатов), форумов, блогов и комментариев. Со временем в high-tech форме дистанционного обучения стали применяться системы интернет-видеоконференций профессионального уровня (Adobe Connect и т.п.), адаптированные к масштабированию вещания лекционных материалов сотням и тысячам учащихся, циркулярному файлообмену и получению обратной реакции посредством опросов и голосований с визуализацией результатов в реальном времени. Доминирование профессиональных систем для массовых видеоконференций в сфере дистанционного обучения предотвращается высокой ценой функционала, избыточного для преподавания в мини-группах (до 10 человек). Нigh-tech форма обучения особенно эффективна для склонных к самостоятельной работе представителей поколений "Беби-бумеров" и "Х" (1943-1966 и 1967-1990 годы рождения, соответственно) [1]. Дидактическая альтернатива high-tech форме обучения - high-touch подход, предусматривающий постоянное персонализованное внимание преподавателя к учащимся [2]. Именно такая форма преподавания не оставляет равнодушными представителей современного поколения "Y" (1991-2014 г.р.), которое сформировалось на фоне перехода к глобальному инфоцентрическому миру, становления веб-сервисов и социальных сетей. Адаптированные к переизбытку доступной информации учащиеся поколения "Y" предпочтительно усваивают авторитетно анонсированные сведения, передаваемые через экран в динамичной мультимедийной форме. Подобная образовательная среда может формироваться посредством организации видеоконференций в мини-группах, при условии, что преподаватель и фасилитатор имеют возможность отслеживать реакцию учащихся, эмоционально комментировать преподаваемую информацию и оперативно корректировать траекторию обучения в соответствии с интересами аудитории. Создание благоприятной информационной среды для проведения учебных high-touch видеоконференций возможно благодаря особым методическим подходам к использованию high-tech инструментария [2]. С учётом специфики поколения "Y" специалистами ЮНЕСКО был разработан новый дидактический стандарт BYOD (Bring Your Own Device), подразумевающий адаптацию учебных материалов к использованию в кроссплатформенной среде личных мобильных устройств, таких как ноутбуки, ультрабуки, нетбуки, планшеты, смартфоны, медиаплееры и пр. Все современные устройства обладают базовой совокупностью аппаратных средств для участия в видеоконференциях (видеокамеры высокого разрешения, чувствительные микрофоны и акустические выходы для подключения наушников). Для организации high-touch формы обучения важно обеспечивать высокое качество аудиовизуальной информации со стороны преподавателя и фасилитатора. Используемые ими устройства должны предоставлять возможность выбора между штатными встроенными веб-камерами и подключаемым внешним оборудованием, таким как Logitech WebCam Pro. Опыт показывает, что подобная аппаратура формирует аудиовизуальные ряды с HD-качеством даже в 1-3 метрах от источника, что важно при демонстрации практических опытов, основанных на материальных технологиях. Для поддержания психологической атмосферы постоянного внимания к учащимся внешнюю веб-камеру преподавателя целесообразно позиционировать над частью экрана, где располагается наиболее часто используемое окно (графический редактор, ассоциативная карта и т.п.). Веб-камера фасилитатора устанавливается непосредственно над стеком окон участников занятия. Использование традиционных способов иллюстрирования обсуждаемых сведений при помощи заранее сформированных презентаций с линейной структурой (Microsoft Power Point, Adobe Presenter, Matchware Mediator) заметно ограничивает свободу преподавания. В непредсказуемых условиях high-touch формы обучения целесообразно демонстрировать первичные медиаресурсы (статичные и анимированные изображения, звук и видео), управление которыми удобно осуществлять при помощи динамических ассоциативных карт. Поколение "Y" игнорирует форму и декларируемое содержание, обращая внимание на своевременно представляемое содержимое. Перед проведением занятия полезно провести тестовую видеоконференцию преподавателя и фасилитатора, цель которой - убедиться в кроссплатформенной трансляции медиаресурсов всех используемых типов. Особое внимание следует уделить аудиовизуальным рядам: при их воспроизведении через устаревшие версии плееров (Windows Media Player, QuickTime Player, CyberLink Power DVD и др.) видеоряд замещается чёрным прямоугольником. Эта проблема оперативно преодолевается использованием проигрывателей локального потокового видео (DivX Player, FoxTab FLV Player, Winamp и др.) или размещением аудиовизуальных материалов на кроссплатформенных видеохостингах профессионального уровня (Vimeo и др.). При формировании набора медиаресурсов для самостоятельной работы учащихся следует учитывать, что информационная среда большинства устройств Apple не поддерживает воспроизведение Flash-видео и swf-анимаций, которые целесообразно заблаговременно замещать на аналоги, использующие технологии HTML-5. Еще один способ удержания внимания аудитории поколения "Y" на иллюстрациях преподаваемых сведений рисование на доске, флипчарте, в поле кадра документ-камеры или посредством графического планшета в совокупности с совместимыми векторными или растровыми редакторами изображений (коммерческие Corel Painter, Corel DRAW, Adobe Photoshop, Adode Illustrator, ArtRage, Micrografx Picture Publisher и бесплатные MyPaint, GIMP, Artweaver, Inkscape). Особенно эффективно использование программного обеспечения (Wacom JustWrite Office и т.п.), позволяющего дополнять существующие медиаресурсы поясняющими и дополняющими изображениями. Опыт показывает, что для рисования неудобно использовать сенсорные экраны устройств, через которые осуществляется обмен видеоинформацией в ходе занятия (возможна непроизвольная активация функционала, отвлекающего внимание). Оптимальными инструментами "живого" иллюстрирования во время high-touch занятий являются внешние графические планшеты Wacom формата А3. Если специфика занятия не требует файлообмена, демонстрации медиаресурсов и фиксации событий, видеоконференция может проводиться без компьютерного оборудования: достаточно телевизионной Skype-камеры со штативным или настенным креплением (Logitech TV Cam HD и т.п.), подключенной к телевизору (через HDMI-порт) и к сети Интернет (LAN, WiFi). При необходимости последовательной демонстрации медиаресурсов в разных окнах удобнее использовать режим трансляции всего рабочего стола, нежели переключать трансляцию между окнами. Наши эксперименты показывают, что оконный режим видеотрансляции не утилитарен, поскольку демонстрируемое участникам занятия изображение ограничивается площадью первично транслируемого окна и для остальных окон преподаватель лишается возможности использовать курсор в качестве аттрактора внимания, а в процессе переключения трансляции между окнами учащиеся успевают отвлечься от занятия. С режимом многооконной демонстрации несовместимы веб-камера Logitech TV Cam HD и оптимизированные для планшетных компьютеров полноэкранные версии программ для проведения видеоконференций. Быстрое распределение окон между частями экрана удобно осуществлять при помощи устройств, поддерживающих жесты, таких как мультисенсорные панели ноутбуков и клавиатур (Logitech Wireless Touch Keyboard K400), а также некоторые мыши (Logitech MX Master). Наличие high-tech обеспечения, избавляющего учащихся от рутинных операций копирования наглядных материалов и фиксации преподаваемых сведений, позволяет сохранять атмосферу high-touch общения в течение всего видеоконференционного занятия. Мы исследовали возможности 10 приложений для аудиовизуальной записи экрана в процессе видеоконференции: Sketchman Studio Rylstim Screen Recorder, SourceForge CamStudio, Webinaria, Softronic Apowersoft Screen Recorder, Icecream Screen Recorder, FlashBack Blueberry screen recorder, Screencast-O-Matic Screen Recorder, Movavi Screen Capture Studio, Corel VideoStudio Pro Screen Capture, SolveigMultimedia HyperCam. Основные технические требования: осуществление аудиовизуальной записи рабочего стола в сочетании с данными веб-камеры в режиме Full HD (25 кадров в секунду с размером 1920х1080, несжатый звук PCM с частотой дискретизации 44100 Гц и разрядностью 16 бит) без влияния на качество аудиовизуальных данных видеоконференции, скорость воспроизведения демонстрируемых медиаресурсов, работы приложений для рисования иллюстраций и создания ассоциативных динамических карт. Эксперименты проводились на ноутбуке SONY VAIO VGN-AW4XRH 2009 года выпуска с операционной системой Windows 8.1 Pro, процессором Core 2 Duo 3 ГГц, оперативной памятью 8 Гб и дискретной видеокартой (4 Гб) с поддержкой NVIDIA CUDA. Оптимальным оказалось использование возможностей программы HyperCam 4.0 с внешними кодеками DivX (битрейт 2000 кбит/с, самый быстрый режим кодирования, интервал ключевых кадров 75, форма пикселей квадратная). Аудиовизуальные записи занятий размещались на видеохостинге Vimeo и распространялись в режиме контролируемого доступа учащихся через специализированный сайт поддержки курсов дистанционного обучения Biocenter.pro. Для оперативной передачи адресов размещения видеозаписей занятий, учебных медиаресурсов, конспектов, контрольных заданий и т.д. программное обеспечение видеоконференций должно обеспечивать обмен мгновенными сообщениями с гиперссылками, а также общий доступ к файлам. Наш опыт показывает, что всем вышеперечисленным требованиям для дистанционного обучения посредством проведения high-touch видеоконференций в настоящее время соответствует программа Skype [3] для Windows или Mac (версия выше 5.0), установленная в компьютер с процессором не ниже Core 2 Duo 1,8 ГГц при наличии скоростного широкополосного подключения к Интернету (не менее 4 Мбит/с на прием и 512 Кбит/с на передачу). Литература 1. Каспаринский, Ф. О., Полянская, Е. И. Инфоцентризм как дидактическая стратегия. // Вестник Международного института менеджмента ЛИНК (5). М.: МИМ ЛИНК, 2104. С. 65-73. 2. Крашенинникова Л.В. Сочетание high-tech и high-touch подходов как способ достижения конкурентного преимущества в дистанционном образовании. // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2013). Материалы XV Международной научно-практической конф. 6 декабря 2013 г. М.: МГИУ, 2013. С. 98-100. 3. Skype — общение без ограничений. Звоните, переписывайтесь, делитесь любыми файлами — и все это бесплатно. // Microsoft [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.skype.com/ru/ (27-11-2015)