ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Союз «или» в заголовке моего выступления выглядит странно: в идеале хотелось бы поставить «и», но в нынешних условиях интересы развития страны, на мой взгляд, требуют сосредоточиться на чём-то одном. После глубокого провала 1990-х в популяризации чего бы то ни было мы начали приблизительно с 2000 года восстанавливать научно-популярные журналы, естественнонаучные передачи в СМИ и живые лектории, но до сих пор их тематика почти полностью ограничивается фундаментальной наукой – биологией, астрономией, физикой. Причины ясны: в этих областях много интересных событий, в стране ещё немало специалистов, способных понять их суть и ярко донести ее до публики. Но при этом форма популяризации все больше приближается к шоу и удаляется от реальной жизни. В стране уже выросло поколение, потребляющее новинки современной техники, но не участвующее в ее создании и часто даже не представляющее принципов ее работы. Я часто выступаю в разных аудиториях и нередко задаю вопросы типа: «Как греет пищу микроволновая печь? Как работает сотовый телефон? Как делает снимки электронная фотокамера?» Как правило, этого не знают не только школьные учителя, но и преподаватели ВУЗов. И это понятно: в нашей стране техническое творчество находится в упадке, оно «не кормит» людей, следовательно, не интересует их. Взлет Европы в эпоху раннего капитализма был связан именно с техническим творчеством, которое по сей день поддерживает там высокий уровень жизни. В начале XVIII века фундаментальная наука так стремительно пошла вперед, что начала отрываться от массового сознания. На первый план вышла техника. Не зря Дидро назвал свой великий труд «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел». Именно ремесло, то есть современная техника сейчас выходит на первый план благополучного развития нашей страны. Поэтому тем, кто занимается популяризацией знаний, на мой взгляд, следует сосредоточиться на принципах работы бытовых приборов, станков, производственных циклов, «заражая» этим знанием молодое поколение, делая его соучастником технического прогресса, а не только потребителем его плодов. В советское время популяризацией техники занимались целенаправленной и добивались результатов. Массовое издание очень дешевых, но при этом качественных брошюр и журналов поддерживало приток талантов в технические ВУЗы и на производство. Сейчас роль печатных изданий в значительной мере перешла к ТВ и Интернету. В сети отдельные энтузиасты еще что-то могут создавать без поддержки государства и меценатов, но на ТВ это невозможно. Если хотя бы часть развлекательных передач и политических шоу на основных каналах удалось заменить на содержательные передачи о «ремёслах» (технических, сельскохозяйственных, медицинских и т. п.), это способствовало бы прогрессу страны и росту уровня нашей жизни.